Однажды в уголовке…    В те годы, в середине восьмидесятых, исчезновение двух 14-летних девчушек стало чрезвычайным происшествием не только для города Кинеля, но и для всей Самарской губернии. Пропали подружки как раз на 8 Марта. Через три дня на их поиски бросили лучшие силы областной милиции. Удалось установить, что девчонки ездили праздновать международный женский день к своим приятелям-солдатам, в соседнее село Бобровка, где в те годы стоял истребительный батальон.

Парни дружно уверяли, что после празднования самолично отвезли подруг до окраины Кинеля. «Почему не до дома?». Солдаты объясняли, что девчонки боялись: увидят родители с парнями, снимут штаны и выпорют. Милиционеры нашли остатки недопитого кампашкой самогона, следы помады на солдатских кружках. Самовольщиков закрыли в ИВС, а расследование стало пробуксовывать.

Непосредственно розыском занимался оперативник угрозыска по особо важным делам Тамаз Шургая, мингрел, женившийся на местной девушке во время службы и оставшийся затем на Волге. Ныне здравствующие сыщики не дадут соврать: об его интуиции, прозорливости и приколах до сих пор в их среде рассказывают легенды. Человек был удивительный: с десяти классами образования, но умел как никто выбрать верное направление розыска, иногда казавшееся коллегам совершенно невероятным. Это был Авторитет для всех сыскарей. И при этом ни дня не проходило без того, чтоб Тамаз с коллегами кого-нибудь не разыграли. У них это называлось » зарядить», целые сценарии придумывали. Сыщики говорят, что приколы из сериала о «ментах» – все правда, иначе, без потех, трудно работается. Нужны разрядки после погонь и сидения в засадах. А это либо стакан водяры, либо добрая шутка. Но мы отвлеклись.

В рамках розыска девчонок Тамаз организовал солдат на прочесывание десятикилометровой трассы от села до Кинеля, метров на сто вглубь зарослей все прочесали. Начальство усомнилось: солдаты своих не сдадут, зря искали. Прошли маршрут еще раз — со студентами сельхозинститута. Смотрели, не прикопана ли где земля. Трупы девчонок надо было найти обязательно: характер расправы о многом может рассказать. На очередном заслушивании в облУВД поставили задачу облететь квадрат на вертолете: обычно над местом неглубокого захоронения кружится воронье. Вертолет, сказали, возьмите у военных.

Командир истребительного батальона, Герой Советского Союза, увешанный орденами, не менее милиционеров обеспокоенный происшествием, развел руками: вертолетов в эскадрильи нет. Только истребители. Вертолетное училище есть в Сызрани, но кто оплатит за керосин, за работу?

Вопрос повис в воздухе, а тем временем на выездное заслушивание по пропаже девочек в Кинель приехал сам зам прокурора области. Подняли руководителя оперативно-следственной группы, «важняка» из облУВД Бориса Бутовченко: «Вам поручали облет на вертолете, доложите». Борис был лучшим другом Тамаза, понимали друг друга с полувзгляда. Начав издали и ничего не объясняющим набором слов, Бутовченко дал понять Тамазу, чтоб готовился отвечать, быстренько что-то придумывал.

-О результатах облета доложит Шургая,-закончил Бутовченко и увидел, как Тамаз показал ему из-под стола кулак. Но делать нечего, надо рапортовать.

-В эскадрильи не нашлось вертолета, поэтому летчики предложили нам истребитель » Спарка»,-начал Тамаз, все внимательно слушали,-но, знаете, он летает высоко, поэтому ничего разглядеть не удалось. Я просил лететь пониже. Но тогда очень большая скорость – ничего не успеваешь увидеть.

Начальники постановили продолжить поиски вертолета и вскоре совещание закончилось. На выходе Бутовченко нагнали прокуроры, с кем вместе занимались расследованием.

-Когда это вы успели полетать? Все время вроде вместе были?

-Успел Шургая, да лучше не вспоминать об этом.

-А что такое?

Дальше уже Бутовченко врал для пущей убедительности и, поскольку началась классная «зарядка» прокуроров, вошел в раж:

-Да его ужасно тошнило. Всю кабину уделал. Летчик, Герой Союза, до сих пор отмывает, матерится…

О приколе рассказал Шургае.

Наутро в кабинете Шургаи раздался звонок, коллеги из прокуратуры спрашивали, ехидненько так, о полете. Тамаз, как всегда, был на высоте. Мол, отлично слетали. Прокуроры хихикали, а Шургая, будто бы пытаясь уйти от неприятных воспоминаний, поведал, что якобы слетали попутно за вином в Грузию. » Можете не верить, но на » Спарке» это раз плюнуть».

Ситуация с подружками счастливо разрешилась, если не считать, что они все же были выпороты родителями. Через две недели они явились домой целыми и невредимыми. Оказалось, после «банкета» сразу домой не пошли, решили погулять, пока развеется самогонный запашок. Ноги привели их на вокзал, а там как раз объявили о прибытии поезда на Сочи. Туда и уехали, тем более что у моря жила бабушка одной из девиц. Бабка тоже хороша, не догадалась сообщить родителям, где их внучка гостит.

Но это что касается самого происшествия. А вот история с розыгрышем имела продолжение и обросла сегодня легендами. Борису Бутовченко в последующие годы несколько раз разные коллеги рассказывали, что доподлинно знают, как Шургая «украсил» кабину истребителя содержимым своего желудка, а один мужик красноречиво рассказывал: собственными глазами видел, Тамаз вываливался из истребителя весь увешанный съеденной утром лапшой и винегретом. Еле живой. А совсем недавно, вспоминая Шургаю, в кругу ветеранов на полном серьезе озвучили историю, как он гонял истребитель к родственникам в Грузию, привозил отменного вина и как им упивались сыщики во время расследования какого-то дела в Кинеле.

Тамаз Шургая умер в 1992 году, в командировке, после того как разоблачил двух убийц дальнобойщиков. Как он вышел на них, так и осталось загадкой. Возвращался, чтоб рассказать детали. Устал, остановил машину, прямо за рулем и умер, отказало сердце. А легенды о нем продолжают жить. Многие из них мы поведаем в следующих выпусках « Крим-прикол»

На снимке – Борис Бутовченко в годы службы в милиции

Людмила БОРОДИНА,

специально для изданий Медиа Группы ВАШ ВЫБОР

*