Основу экспозиции составили более тридцати живописных полотен члена-корреспондента Академии художеств РФ Михаила Шанькова и около ста этюдов студентов 3 курса факультета живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Живописец традиционного направления Михаил Шаньков родился в Самаре в 1962 году.

Затем онкончил МГХИ им. Сурикова в 1991 г. и преподавал в основанной Ильей Глазуновым Российской академии живописи, ваяния и зодчества в 1993-2005 гг.

В мире искусства Михаил Шаньков известен крупномасштабными полотнами на темы из русской истории: «Засадный полк», «Дворцовая площадь», «Переправа». Работает художник и над религиозными сюжетами. Им написаны картины «Крещение Руси», «Бегство в Египет», «Христос в Гефсиманском саду». Около двух десятилетий Шаньков пишет портреты в России, Западной Европе и США. Из своих многочисленных поездок по миру художник всегда привозит этюды. По его словам, «с одной стороны, все уже писали до нас. С другой, я не пишу избитых сюжетов. Мне мало просто пленэра. Я крадусь как охотник, осторожно, боясь спугнуть впечатление. Мне подавай тему, объект, композицию и, наконец, колорит как меру неповторимого момента жизни Красоты. Может быть, это чересчур для этюда, но дело в том, что вся история русского искусства учит именно этому. Мне не свойственны амбиции скрупулезного картографа, но я всей душой стараюсь выразить мой восторг перед гармонией Божьего мира. Конечно, без новых впечатлений душа художника угасает, но главное переживание в путешествии — это возвращение в родные края. Одно из любимейших мест на земле — село Ширяево, обожаемое с детства».

Михаил Шаньков преподавал живопись приехавшей в Самару студенческой группе на первом курсе Академии. Представленные на выставке работы студентов теперь уже 3 курса факультета живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества (И. Аджигитов, В. Аникин, Н. Зайцева, А. Лобов, Т. Махт, А. Сабитова, Н.. Сафронова и др.) демонстрируют умение передать на холсте и картоне образ, настроение, впечатление от увиденного.

Арт-директор Дома художника, искусствовед Наталья Зайцева убеждена, что «пленэрная практика, начинающаяся в Санкт — Петербурге и его окрестностях, а затем продолженная в Москве и Подмосковье, расширяя кругозор молодого художника, воспитывает, дает мощный толчок его фантазии. У него появляются новые стимулы к совершенствованию и оттачиванию своего мастерства. Художнику необходимо заниматься изучением окружающего мира. Не стремиться к фотографической точности изображения, а создавать образ, передавать внутреннее состояние. Ведь состояние в пейзаже — это скрытая мысль художника. Только такой пейзаж не оставит зрителя равнодушным».

Значение данной выставки трудно переоценить. Работы, представленные на суд зрителей, говорят о большом творческом потенциале молодых художников, призванных задавать тон в искусстве XXI века.

Кроме того, выставка выполняет большую объединительную миссию: известный художник Михаил Шаньков щедро делится богатым творческим опытом с молодежью, передавая им великие традиции русской школы, сохраняя наследие отечественного реалистического искусства.

Ольга Петропавловская,

обозреватель Медиа Группы «Ваш выбор»

*