Искать счастья в работе и на работе – такая же погоня за Святым Граалем, как и в жизни в целом, но благодаря некоторым уловкам этот процесс можно сделать приятнее.

Чтобы на работе чувствовать себя счастливым, весьма ценно найти род деятельности, который вам самому по душе, но это не всегда легко… и даже если вы заняты своим любимым делом, то иногда чувствуете себя несчастным. Очевидно, лучший способ поднять себе настроение – это врубить на полную громкость песню «Аббы» Super Trouper и минут пять потанцевать, прыгая по всей комнате. Но если ваши сослуживцы эту группу не любят … что ж, попробуйте последовать нижеследующим советам.

1. Смотрите на вещи шире. «То, что происходит с вами в рабочее время, – важный, но далеко не единственный элемент вашей жизни», – говорит МайклЧемберс, исполнительный директор фирмы Bacs, которая занимается обработкой платежей. Старайтесь вспоминать обо всем хорошем, что есть в других сферах вашей жизни.

2. Осознайте, что счастье достижимо. «Очень часто мы просто не замечаем богатейших источников удовольствия и осмысленности в нашей работе, хотя они, можно сказать, прямо на виду, – пишет Таль Бен-Шахар в своей книге «Счастливее». – Чтобы превратить потенциальную возможность счастья в реальный факт, для начала нужно осознать, что такая возможность существует».

3. Взгляните на происходящее под иным углом. Если вас замучила монотонная рутина, охватите взглядом общую картину и напомните себе, почему вы выбрали именно эту работу – например, что вы разделяете цель вашей организации, которая борется с бедностью, или что опыт, приобретенный в этой фирме, поможет вам устроиться на должность, о которой вы мечтаете. И наоборот, если именно общая картина вас удручает – к примеру, вы полагаете, что пришли в мир отнюдь не ради того, чтобы помогать своей компании озолотиться, – попробуйте сосредоточиться на конкретных заданиях, которые вам хорошо даются. Не нужно недооценивать удовлетворение, полученное от того, что вы успешно расправились с какой-нибудь мелочью: наконец-то разобрали свой ящик входящих писем или решили докучливую административную проблему.

4. Окружайте себя счастливыми людьми… даже если для этого вам потребуется что-то для них сделать, – говорит Марк Вудз, проводящий тренинги по искусству самовоодушевления и самосовершенствования: «Люди позитивно реагируют на то, что вы им помогаете, а счастье окружения заразительно». Он также советует найти себе наставника, который (которая) любит свою работу и может поддержать вас морально, а также помочь с решением технических вопросов. От нытиков, напротив, надо держаться подальше: тогда как позитивно настроенные люди не дают вам унывать, коллеги, которые жалуются с утра до ночи, непременно заставляют вас скиснуть.

5. Примиритесь с реальностью. Фокусируйте внимание на благоприятных возможностях, которые создаст перемена в вашей жизни, вместо того, чтобы думать исключительно о ее непосредственных негативных последствиях. «У меня был рак костей. Когда мне было 17 лет, мне ампутировали ногу, – рассказывает Вудз. – Я мог бы вздыхать «горе мне, горе мне», но вместо этого сел и задумался: «Ну хорошо, такова ситуация сейчас, что я могу на этой основе сделать?» (В случае Вудза дело кончилось тем, что он завоевал четыре золотых медали на Параолимпийских играх).

6. Выкладывайтесь по максимуму. «Если вы знаете, что делаете свою работу так хорошо, как только можете, это иногда вселяет чувство удовлетворенности, даже если все складывается не совсем так, как вы надеялись, – говорит Вудз. – Гордитесь тем, что хорошо выполняете свои обязанности».

7. Правильно рассчитывайте свои силы. От переутомления и стресса часто развивается чувство навязчивой тревоги и недовольство жизнью. Постарайтесь сделать так, чтобы у вас хватало времени для себя: для фитнеса, для семьи, для общения с друзьями, для отдыха, советует Чэмберс. Это выручит вас и в тех неизбежных ситуациях, когда приходится работать дольше или напряженнее, чем обычно.

8. Передохните. Если вас все достало, нужно ненадолго вырваться из среды, где вам плохо, рекомендует Чэмберс. «Сходите прогуляйтесь в одиночестве или пригласите коллегу на чашечку кофе. Это поможет вам успокоиться и взглянуть на ситуацию трезво».

9. Принимайте меры. Если на работе вам что-то портит жизнь, не ждите, пока проблему решит кто-то другой – устраните ее сами. «Чувствуйте личную ответственность за то, что не совсем удается или может быть сделано лучше, – говорит Вудз. – Начальство любит активных людей, так что вас, может быть, повысят по службе, но в любом случае вы улучшите ситуацию на своем собственном рабочем месте и почувствуете себя лучше».

10. Будьте честны с самим собой. Может быть, вы несчастны оттого, что работа вам не подходит? «Прислушивайтесь к своему недовольству, – говорит Чэмберс. – Можете ли вы устранить его в данном месте или это знак, что пора двигаться дальше?». Если вы сделали все, что могли, чтобы поднять себе настроение, но все равно на работе у вас на душе кошки скребут, то, должно быть, пора подыскать что-нибудь новенькое. «Многие люди являются рабами своей работы не потому, будто у них нет выбора, но потому, что они сделали выбор, который поставил их в это неприятное положение», – пишет Бен-Шахар.

Карли Чиновет

Inopressa

***