В конце года столичный ритейлер «Копейка» купила самарскую продуктовую сеть «Самара­продукт». Самарский рынок, по прогнозам, еще ждут сделки по слиянию и поглощению. Сейчас возможным покупателем одной из местных сетей (в их числе фигурируют «Любимый продукт» и «Новый продукт») называется X5. Тольяттинская сеть «Посадский» насчитывает около 90 магазинов (из них 79 в Тольятти и 11 в Самаре). Согласно планам компании, к 2009 году «Посадский» будут составлять 200220 торговых точек по Тольятти, Самаре и Самарской области.

Фото: Игорь Казановский

Продать или продавать

Поволжские операторы продуктовой розницы стоят перед выбором — либо продавать бизнес, либо искать свои козыри в игре, в которой сейчас выигрывают федеральные сети. Три козыря уже найдены. Это собственная недвижимость, закупочные союзы и уникальные рыночные ниши

По уровню насыщенности продуктовыми магазинами на 1 тыс. жителей показатели поволжских городов-­миллионников превышают среднероссийские цифры. Например, при средних по стране 250 кв. м на тыс. жителей в Казани этот показатель равен 630, а в Нижнем Новгороде – 330 кв. м. Такая планка достигнута по большей части силами федеральных сетей. Их доля в цивилизованной торговле продуктами питания оценивается примерно в 30—40% в сегменте супермаркетов и в 7090 % в гипермаркетах.

Сильные позиции национальных сетей в регионе не случайны. Поволжские миллионники значились приоритетными в списках федеральных ритейлеров, начавших региональную экспансию в 2002-2003 годах, и продолжают оставаться таковыми в их программах развития. В Поволжье представлены практически все крупные игроки федеральной розницы – X5 Retail Group (управляет сетями «Перекресток» и «Пятерочка»), «Патэрсон», Metro Cash&Carry, Real, «Ашан», «Мосмарт», калининградский «Вестер», «Копейка», «Магнит».

Операторов привлекает емкость поволжского рынка (по данным Федеральной службы государственной статистики на 2006 год, по объему розничного товарооборота ПФО с показателем в 1,5 трлн рублей занимает второе место среди федеральных округов после Центрального), а также географическая доступность макрорегиона.

On sale

В начале прошлого года столичный ритейлер «Копейка» купил 48 магазинов и распределительный центр сети «Эконта» «Нижегородского торгового альянса» за 100 млн долларов. А в конце года компания купила самарскую продуктовую сеть «Самара­продукт». Из отчетности «Копейки» выходило, что 22 магазина в Самаре и близлежащих Новокуйбышевске, Чапаевске и Димитровграде, большей частью располагавшиеся на арендованных площадях, были приобретены за сумму около 25 млн долларов — вдвое дороже, чем заявляли оценщики. Кроме того, «Копейка» стала клиентом логистического комплекса владельцев «Самара­продукта», арендовав у местного ритейлера часть из 20 тыс. кв. м его распредцентра в Самаре.

Самарский рынок, по прогнозам ритейлеров, еще ждут сделки по слиянию и поглощению. Сейчас возможным покупателем одной из местных сетей (в их числе фигурируют «Любимый продукт» и «Новый продукт») называется X5. Не убедив собственного партнера продать обратно франшизу «Пятерочки» на Поволжье (сейчас она принадлежит волгоградской компании «Тамерлан»), компания объявила о старте своего проекта «Пятерочка +». До конца года X5 собирается открыть в Самаре и Тольятти, где сейчас работает около 50 франчайзинговых «Пятерочек», 15 собственных дискаунтеров, а в следующем году довести их количество до 35. По всей видимости, наиболее верным способом быстро построить сеть для X5 будет покупка местных игроков.

Недвижимость + технологии

Среди поволжских ритейлеров наиболее уверенно себя чувствуют те, кто оперирует большим объемом торговой недвижимости: с учетом дефицита подходящих помещений это дает им преимущество перед федеральными игроками. А собственная коммерческая недвижимость (ее предпочитает аренде самарский «Меркурий­продукт», татарстанская сеть «Бахетле», свои девелоперские проекты также есть у нижегородского ТД «Народный») позволяет региональным ритейлерам снизить риски. Если же ритейл перестанет приносить нужный доход — диверсифицировать бизнес, переключившись на риэлторские или девелоперские проекты. Так, например, планируют поступить владельцы нижегородского «Народного».

И все же недвижимость – всего лишь тыл местных операторов продуктовой розницы. Воевать на рынке приходится другим оружием – с помощью технологий торговли и управления бизнесом.

Форматирование сети

Помимо технологий закупок и логистики, поволжский ритейл увлекся форматной торговлей. Вместо разношерстных по площади, оформлению, оснащению и ассортименту магазинов компании открывают стандартизированные торговые точки, позволяющие жестче контролировать качество обслуживания и повышать управляемость сетью. Наиболее уверенно региональные операторы продуктовой розницы чувствуют себя в форматах, безопасных с точки зрения конкуренции с федеральными игроками. Например, в малых формах торговли – так называемых «магазинах у дома», или «магазинах шаговой доступности» – небольших (20030 кв. м против 1,53 тыс. кв. м для супермаркета или свыше 5 тыс. кв. м для гипермаркета) торговых точках, основу ассортимента которых составляют товары первой необходимости. Покупательский поток в таких магазинах составляют жители близлежащего микрорайона. Высокий оборот операторы «магазинов у дома» поддерживают за счет количества собственных точек.

Так, тольяттинская сеть «Посадский», которая как раз работает в формате «у дома» — самая многочисленная из всех поволжских. Она насчитывает около 90 магазинов (из них 79 в Тольятти и 11 в Самаре). Согласно планам компании, к 2009 году «Посадский» будут составлять 200220 торговых точек по Тольятти, Самаре и Самарской области.

Но, пожалуй, самые амбициозные планы — у татарстанской сети «Бахетле» (в переводе с татарского — «Счастливый»). Это единственный местный оператор, который не боится работать в крупноформатной рознице, вотчине федеральных сетей (например, в августе гипермаркет «Бахетле» сменил «Рамстор» в качестве продуктового якоря в казанском молле «Мега» компании IKEA), и выходить на столичный рынок. Сейчас у «Бахетле», помимо десяти магазинов в Татарстане, один супермаркет в Москве, а к 2010 году в столице обоснуется не менее 10 магазинов.

Подробнее: «Эксперт Волга» №36(76) / 1 октября 2007

***