На прошедшей неделе в индийском Хайдерабаде проходил 58-й Международный астронавтический конгресс. Его проводит Международная астронавтическая федерация, которая не является ни аэрокосмическим агентством, ни государственной или коммерческой организацией, — «тематическая» международная организация классического типа, ничем не хуже какой-нибудь структуры под эгидой ООН вроде Всемирной организации здравоохранения.

Конгресс есть конгресс: доклады, презентации, переговоры, дискуссии. Столько-то пафосных мероприятий, бизнес-встреч, столько-то обычного кулуарного общения между функционерами, учеными и инженерами. Была, естественно, отдана дань и нашей стране: на конгрессе торжественно отметили полвека первому спутнику. Участникам конгресса удалось не только поговорить о будущем освоении космоса, но и откровенно обсудить наболевшее. Например, глава Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден вспомнил о «проблеме-2015».

Месье Дорден напомнил, что Международная космическая станция в 2015 году скорее всего прекратит свое существование. Прежде всего потому, что США обещают прикрыть финансирование этого проекта. И что делать после этого, никому пока не понятно. Поскольку без Америки партнерам с МКС не справиться: не хватит ни денег, ни технологий. В основном, конечно же, денег.

Сейчас НАСА тратит на станцию суммы, превосходящие, например, весь годовой космический бюджет России (и это при том, что в последнее время финансирование отечественных орбитальных программ стабильно растет). К 2010 году, когда МКС наконец будет достроена, Штаты, согласно бюджету НАСА, ежегодно будут отстегивать на этот проект более 2 млрд долл. в год. Остальные участники международного соглашения по МКС тратят гораздо меньше. И резко увеличить свою часть сметы никто не может. Тот же Дорден, выступая на конгрессе, заметил, что ЕКА не готова оплачивать долю НАСА, если американское агентство уйдет со станции. Если же Штаты останутся, европейцы также никуда не денутся, будут продолжать работать на МКС. Но уговорить США потерпеть еще несколько лет ни Москва, ни Брюссель пока не могут.

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***