40 лет назад экраны советских телевизоров впервые обрели цвет. Первые публикации о возможности передачи цветного изображения относятся к концу XIX века, но реализовать эту идею удалось только спустя 50 с лишним лет. Работы по ЦТВ велись в нашей стране с начала 1950 годов. В 1953-1955 годах в Москве и Ленинграде уже проводилось опытное вещание, а к июню 1956 года был разработан комплекс телевизионной передающей и приемной аппаратуры в макетном исполнении.

1 октября 1967 г. в Москве в студии Московского телецентра на Шаболовке было открыто регулярное цветное телевизионное вещание по совместимой советско-французской системе СЕКАМ на 625 строк. В этот же день началась продажа населению цветных отечественных телевизоров. В Западной Европе цветное телевизионное вещание началось 1 июля 1967 г. в Англии, 27 августа 1967 г. — в ФРГ, 1 января 1968 г. — в Голландии.

Аппаратура цветного телевидения была разработана, изготовлена и затем установлена в студиях Общесоюзного телецентра в Москве в Останкино, и программы цветного телевидения передавались в составе первой программы Центрального телевидения в другие города по сетям междугородных линий связи. Постепенно телецентры по всей стране переходили на создание и передачу программы цветного телевидения.

Далее развитие цветного телевидения в стране происходило вполне планомерно: к 1977 году стали цветными все передачи Центрального телевидения, а в 1987-м цветное оборудование получили все периферийные телецентры.

В конце 80-х годов в нашей стране у населения работало уже более 50 млн цветных телевизоров.

Перестройка производства телепрограмм была трудной и долгой, однако еще труднее далась перестройка психологии технического и творческого персонала. Нужно было усвоить и соблюдать простую истину: чтобы был цвет на экране, он должен быть в кадре. Но огромный запас костюмов, мебели и элементов декораций был в черно-белых тонах. Даже знамена из экономии иногда делались из серой ткани. Нужно было также объяснять режиссерам, что яркое зрелище парада физкультурников, радующее цветами на крупных планах, на общем плане станет серым, как брусчатка Красной площади, поскольку в цветном телевидении мелкие детали, увы, не окрашиваются.

Острой стала проблема качества цветных фильмокопий: позитивные копии при длительном (5-10 лет) хранении выцветают и «краснеют». А для высококачественного показа нужно было печатать по очень трудоемкой технологии специальную «телевизионную» копию с пониженным контрастом и цветокоррекцией.

Как вспоминает профессор Высшего театрального училища им.М.С.Щепкина Д.Г.Кознов, который в 1967 году работал режиссером редакции цветных программ в телецентре на Шаболовке, открытие цветного ТВ приурочивалось, как тогда было принято, к знаменательной дате — 50-летию Октябрьской революции, и творческая и техническая подготовка велась задолго. Были организованы курсы для творческого состава: режиссеры, редакторы, операторы, художники — все должны были познать азы особенностей работы с цветом.

Среди сотрудников обнаружились дальтоники — их пришлось отстранить от работы с новой технологией.

Д.Г.Кознов вспоминает: «Особенности цветного телевидения обнаруживались во всем: допустим, цвет пола в студии, ширмы, ткани, мебель — какими они должны быть? Костюмы, грим — этому обучались тоже».

День открытия цветного телевидения в СССР стал настоящим праздником: «В витринах больших магазинов по ул.Горького, в Даниловском универмаге и в других местах Москвы были установлены цветные телевизоры. Перед ними толпились первые «цветные» телезрители, вглядываясь в нашу радужно расцветшую программу — дома-то практически ни у кого бытовых цветных телеприемников не имелось, их массовый выпуск еще предстояло наладить… Черно-белое изображение через падающие бутафорские, тончайше выполненные листья постепенно окрашивалось в разные цвета и сменялось той же сценой, но уже в ярком цвете! Публика ахала! Представьте себе: танцуют балерины Большого театра, изображение черно-белое — и вдруг все вспыхивает в цвете: костюмы, цветы, лица… Особенно удивляло, что на ваших глазах лица оживлялись, краснели от волнения, как в жизни».

Объем цветных программ рос очень медленно, а многочисленные предложения о закупке зарубежных телепрограмм для поддержки цветного вещания проходили через инстанции очень редко, только по особым случаям (высокий визит, юбилейная дата), поскольку даже в детских передачах цензура обычно усматривала «пропаганду чуждого образа жизни».

Трудно формировался парк цветных телевизоров, хотя их долгое время продавали ниже себестоимости. В первые годы цветного вещания возник даже настоящий кризис сбыта телевизоров: население почти перестало покупать черно-белые телевизоры по случаю «наступления эры цветного телевидения», но еще не решалось покупать довольно дорогие цветные, не будучи уверено в их качестве и надежности.

В народном фольклоре появление цветного телевизора было отмечено анекдотом про чукчу, который, покупая цветной телевизор, просил завернуть ему «зелененький».

Это достижение технического прогресса было настоящим культурным шоком, а из-за баснословной стоимости его покупка была верным знаком удавшейся жизни, высокого социального статуса, умения зарабатывать деньги.

Обладатели чуда техники настраивали цвета — чтобы не резало глаза, сличали предметы с реальными — похож цвет в телевизоре или не похож.

Те, кто наконец-то приобретал свой первый цветный телевизор, вспоминали, что долго не могли наглядеться на цветную картину: цвета, которые в жизни уже приелись, вдруг обретали первозданную прелесть, хотя и были всего лишь изображением действительности, а не самой действительностью.

РИА Новости

***