Эпоха Олега Ефремова закончилась в 2000 году, на перекрестке тысячелетий, когда 24 мая театр, находясь на гастролях, получил страшное известие: Олег Николаевич умер… О его масштабе, его таланте и его безграничном обаянии — рассказ актера Станислава Любшина, работавшего с Олегом Ефремовым и в «Современнике», и во МХАТе.

…На память пришло замечание Евгения Евстигнеева по ходу мхатовских гастролей в Алма-Ате, в почти стадионных условиях, как это обычно бывало, когда приезжал главный драмтеатр страны. Сидя на репетиции в зрительном зале, на вопрос, слышно ли актеров, он ответил: «Слышно-то слышно, но вот если чуть двинуться, будет еще и понятно, кто говорит». В этой шутке — не только доля шутки, но и парадокс: удивительно тонкие, можно сказать, камерные по настроению спектакли Олега Ефремова действительно собирали стадионы — хоть в России, хоть в СССР, хоть на гастролях за океаном. В Нью-Йорке, например, «Три сестры» шли в зале на две тысячи мест, — три недели подряд на невероятном подъеме, при полных аншлагах и таких очередях за билетами, что вспоминались ночные бдения у касс молодого «Современника»…

Он не только создал легендарный «Современник»; в другой своей жизни — мхатовской — он поставил весь цикл больших чеховских пьес. «Бесстрашие и глубина Чехова в том, что он первым отказался судить и оценивать. Человек у него сам себя не понимает, но и автор не спешит выносить приговор». В этом — ключ прочтения Олегом Ефремовым не одного Чехова, и не только театральных пьес, — наверное, всей жизни: не судить человека, не оценивать его, а лишь ставить диагноз врача, но не заключение прокурора или адвоката.

О его масштабе, его таланте и его безграничном обаянии — рассказ ведущего «ефремовского» актера Станислава Любшина, работавшего с Олегом Ефремовым и в «Современнике», и во МХАТе.

Подробнее: Российская газета

Российская газета

***