27 сентября в рамках совместного проекта газеты «Известия» и Министерства образования и науки в редакции прошла он-лайн конференция «Синие воротнички» для инновационной экономики». Эксперты обсуждали проблему кадрового голода.

Более 80% вакансий на рынке труда — это специалисты рабочих профессий. Особенно остро стоит проблема так называемых «синих воротничков» — квалифицированных рабочих. Сегодня производство стало настолько высокотехнологичным, что специалисты нужны с четвертым, пятым или даже с шестым разрядом профессиональной подготовки. Для решения проблемы необходима консолидация усилий образовательного сообщества, представителей бизнеса и практически всех ветвей государственной власти.

Изменить ситуацию на рынке труда может создание отраслевых ресурсных центров. Сегодня они создаются во многих регионах России в рамках Национального проекта «Образование». Работодатели расценивают подобные финансовые вливания как надежные инвестиции в собственное развитие. Как отмечает глава отдела проектов в сфере начального и среднего профессионального образования Татьяна Трофимова, сегодняшняя «экономика напрямую зависит от знаний», что скажется на «будущем нашей страны».

При этом учебный процесс должен строиться с учетом реальных потребностей предприятий. Без практической работы, без конкретных трудовых навыков производственный процесс останется для выпускника училища или техникума загадкой, которую предстоит разгадать.

— Только не для наших выпускников, — рассказывает директор государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Самарский техникум космического машиностроения» Ирина Кирилина. – Ту самую тесную связь, которая существует между нашим учебным заведением и, как мы раньше говорили, базовым предприятием, сохраняем более полувека. Не прерывали ее и в сложные 90-е годы, когда был соблазн отодвинуть производственные специальности и начать готовить бухгалтеров и парикмахеров. Мы выстояли, сохранили традиции и это дало импульс к развитию.

Отношения с предприятием у техникума строятся не на спонсорстве, а на деловом партнерстве. Есть и соответствующие нормативные документы – договор о сотрудничестве, который позволяет техникуму использовать для учебных целей богатейшую базу государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс».

От учебной практики до дипломного проектирования ребят ведут не только преподаватели техникума, но и ведущие специалисты центра.

Партнерские отношения – обоюдовыгодные. Учебное заведение не тратит деньги на покупку станков и лабораторных стендов, — все это есть на самом предприятии. А средства направляет на внедрение инновационных технологий обучения, например, оснастили мобильный компьютерный класс. Старшекурсники осваивают обучающие программы в сетевом варианте. Черчением и проектированием занимаются не с карандашом в руках, а с помощью графических пакетов компьютерных программ.

Ракетно-космический центр, в свою очередь, с удовольствием принимает на работу выпускников техникума, знакомых с производством, требованиями и особенностями отрасли. так что проблем с трудоустройством у выпускников техникума нет: ракетно-космическое производство активно развивается и нуждается в хороших специалистах.

Опыт сотрудничества учебного заведения с профильным предприятием получил одобрение министерства образования России и отмечен медалью Роскосмоса.

Фонд «РОС»

*