Во Владивостоке прошел фестиваль «Меридианы Тихого»
Пятый международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» — мероприятие не самое раскрученное. Есть сильное сомнение, что даже самые продвинутые киноманы подозревают о его существовании, а если и подозревают, то по инерции честят его по части локального междусобойчика, не имеющего никакого отношения к реальному кинопроцессу. Тем отраднее было убедиться, что владивостокский фестиваль едва ли не самое значительное и важное событие на карте российского кинобудня.
В том, что касается организации, устроенности, а самое главное — качества кинопрограмм, этот форум даст много очков вперед куда более известным и популярным фестивалям. Особого упоминания заслуживает местная публика, которая с удивительной периодичностью раскупала билеты на конкурсные и внеконкурсные показы (порой настолько ретиво, что мест в зале не хватало даже аккредитованным журналистам), задавала создателям фильмов по окончании сеансов на редкость осмысленные вопросы, которые не всегда услышишь и на столичных пресс-конференциях, а расходясь по домам, активно и обоснованно обсуждала только что увиденное. И даже реплики во время фильмов (тот момент, который неизменно заставляет любого вменяемого синефила вздрагивать и нервничать) были как на подбор уместными и по делу. Так что своего зрителя фестиваль, пусть даже в пределах Владивостока, безусловно, нашел.
Но и тех, кто приехал практически на другой край земли в качестве гостей, разочарование не ждало. Конкурсная программа (составленная по нечастому принципу одновременно из полнометражных и короткометражных фильмов одновременно) была способна вызвать здоровую зависть у отборщиков любого ранга. Выбирать было из чего.
Жюри (составленное точно так же, как и на последнем кинофестивале в Венеции, в основном из режиссеров) могло дать фору многим отечественным киносмотрам. Во главе его стоял француз Брюно Дюмон — автор увенчанных множеством призов фильмов: «Жизнь Иисуса», «Человечность», «Фландрия». Вместе с ним конкурсную программу судили Кохей Огури («Смертельное жало», «Для Каяко», «Таинственный лес» — последний фильм также вошел в фестивальную программу); Ли Хен-Сун («Грусть в тебе», «Закат в неоновом свете», «Иль Маре», основатель Объединения корейских кинорежиссеров, в которое входят Пак Чан Вук, Ким Кидук и Сангсу Хан); Кирилл Серебренников (обладатель главного приза Международного кинофестиваля в Риме в 2006 году за фильм «Изображая жертву»); Брюс Майлс (культовая фигура австралийского театра и кино, актер и режиссер, чья последняя на сегодня актерская работа в фильме Пола Кокса «Спасение» также была представлена во Владивостоке). Их вердикт хоть и вызывал определенные вопросы, в любом случае был оправдан и существен.
Гран-при «Меридианов Тихого» получил фильм гонконгского режиссера Чжана Яна («Пряный суп любви», «Подсолнух») «Вернуться домой» — простая по форме, но весьма глубокая по содержанию история о двух приятелях-выпивохах, которые в какой-то момент допились до того, что один из друзей умер. И его спутник, нарушая заповедь Анри Мишо, вынесенную в эпиграф знаменитого фильма Джима Джармуша («Никогда не путешествуйте с мертвецом»), отправляется в свою безрадостную одиссею с трупом друга на руках. Момои Каори из Японии, поставившая фильм «Лики фигового дерева» и сыгравшая в нем главную роль (эксцентричная драма про последствия смерти отца в патриархальном японском семействе, во дворе дома которого растет, но никогда не цветет пресловутое фиговое дерево), была отмечена сразу двумя призами — за исполнение главной женской роли и за лучшую режиссуру. Как лучший актер был награжден феноменальный человек-оркестр, русский Джордж Клуни и просто на редкость хороший малый Сергей Пускепалис, сыгравший главную роль в конкурсном фильме Алексея Попогребского «Простые вещи». Фильм этот уже не раз был отмечен наградами, но это как раз тот случай, когда лишняя регалия не помешает — Пускепалис достоин еще и не того. Очень жаль, что в число лауреатов не попала совершенно феноменальная картина хорвата Горана Дукича «Самоубийцы: история любви», снятая в США, — фэнтези о загробном мире, напоминающее по структуре «Звездную пыль» Нила Геймана, в котором перерезавший вены молодой человек (Патрик Фьюджит) отправляется в путешествие по «тому свету» в целях найти свою возлюбленную, последовавшую его примеру, но в результате влюбляется в нечаянную спутницу (нереально красивая Шаннин Соссамон). Примечательно, что на экране появляется культовый лебедь-хрипун Том Уэйтс, причем не в качестве мимолетной приглашенной звезды, но как исполнитель вполне значительной роли, этакого Дежурного по Небу, ангела-распорядителя посмертных судеб. Очень хочется, чтобы на этот отменный фильм обратил бы внимание кто-нибудь из отечественных прокатчиков.
Приз зрительских симпатий получила внеконкурсная отечественная мелодрама «Слушая тишину» Александра Касаткина — о том, как святая к музыке любовь была напрочь растоптана любовью просто; фильм хороший во всех отношениях, но лишенный мало-мальской индивидуальности. Приз губернатора Владивостокского края «9288 километров» (число, означающее расстояние от Владивостока до Москвы) увез с собой «Монгол» Сергея Бодрова, открывавший фестиваль, — масштабная историческая драма о становлении Чингисхана, к которой по определению не может быть никаких претензий, настолько все в ней по-голливудски выверено и интересно.
Наконец, лучшим короткометражным фильмом конкурса были названы «Люди из камня» Леонида Рыбакова, совсем недавно отмеченные и в Венеции, — саркастическая фантасмагория про бойцов невидимого фронта, отважно распыляющих цемент над Москвой с самолетов в преддверии национальных праздников. Под героическую мелодию из кубриковского «Доктора Стрейджлава» вниз летят тонны воспетого Федором Гладковым продукта, а после этого жители подмосковных селений вынуждены потреблять окаменевшие кабачки и испытывать сложности с элементарными физиологическими позывами. Недлинная, но весьма убедительная работа — как будто бы Евгений Юфит вдруг решил снять героическую комедию в духе раннего Максима Пежемского.
Но это только то, что касается конкурса. А за кадром (но никак не вне зрительского внимания) остаются еще фильмы внеконкурсной программы — и тут уж глаза разбегаются у самого пристрастного ценителя движущихся изображений. Впору перенять манеру героя Александра Абдулова из «Черной розы» и, подобно коробейнику, вытряхивать из закромов уникальные редкости и красоты: «Па-а-аследний Ким Кидук! Па-а-аследний Шинья Цукамото (автор культовых «Тецуо» и «Балета пуль», представленный во Владивостоке мистическим триллером «Кошмарный детектив» — еще одной вариацией на тему проклятых мобильников)! Па-а-аследний Едзи Ямада («Любовь и честь» — как всегда качественная, но скучноватая самурайская сага от автора «Сумрачного самурая»)!» А плюс к этому режиссерский дебют автора сценариев знаменитых «Выборов» Джонни То, Яу Най-Хоя («Глаз в небе» — полицейский триллер в лучших традициях жанра). «Безбожник» американца Томаса Дана — жуткий фильм, наследующий традициям «Генри, портрета маньяка-убийцы» Джона Макнотона и бельгийского антихита «Это случилось рядом с вами» Реми Бельво. Корейский «Шелк» Чо Пинь-Су — страшный до дрожи фильм про призраков, оставляющий далеко позади иные японские эталоны. И много-много чего еще. В общем, как говорила героиня Довлатова, «и то и другое настолько вкусно»…
В местной владивостокской прессе промелькнуло сообщение, что лет через десять фестивалю может быть присвоена многострадальная, но такая желанная категория «А» и он встанет в один ряд с Канном, Берлином и Венецией. Нужно ли отмечать этот киносмотр подобным образом, сказать трудно. Но то, что этот фестиваль оказался самым интересным за последнее время, очевидно настолько, что никакие буквенные категории тут попросту не работают.
***