Пятый международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» — мероприятие не самое раскрученное. Есть сильное сомнение, что даже самые продвинутые киноманы подозревают о его существовании, а если и подозревают, то по инерции честят его по части локального междусобойчика, не имеющего никакого отношения к реальному кинопроцессу. Тем отраднее было убедиться, что владивостокский фестиваль едва ли не самое значительное и важное событие на карте российского кинобудня.

В том, что касается организации, устроенности, а самое главное — качества кинопрограмм, этот форум даст много очков вперед куда более известным и популярным фестивалям. Особого упоминания заслуживает местная публика, которая с удивительной периодичностью раскупала билеты на конкурсные и внеконкурсные показы (порой настолько ретиво, что мест в зале не хватало даже аккредитованным журналистам), задавала создателям фильмов по окончании сеансов на редкость осмысленные вопросы, которые не всегда услышишь и на столичных пресс-конференциях, а расходясь по домам, активно и обоснованно обсуждала только что увиденное. И даже реплики во время фильмов (тот момент, который неизменно заставляет любого вменяемого синефила вздрагивать и нервничать) были как на подбор уместными и по делу. Так что своего зрителя фестиваль, пусть даже в пределах Владивостока, безусловно, нашел.

Но и тех, кто приехал практически на другой край земли в качестве гостей, разочарование не ждало. Конкурсная программа (составленная по нечастому принципу одновременно из полнометражных и короткометражных фильмов одновременно) была способна вызвать здоровую зависть у отборщиков любого ранга. Выбирать было из чего.

Жюри (составленное точно так же, как и на последнем кинофестивале в Венеции, в основном из режиссеров) могло дать фору многим отечественным киносмотрам. Во главе его стоял француз Брюно Дюмон — автор увенчанных множеством призов фильмов: «Жизнь Иисуса», «Человечность», «Фландрия». Вместе с ним конкурсную программу судили Кохей Огури («Смертельное жало», «Для Каяко», «Таинственный лес» — последний фильм также вошел в фестивальную программу); Ли Хен-Сун («Грусть в тебе», «Закат в неоновом свете», «Иль Маре», основатель Объединения корейских кинорежиссеров, в которое входят Пак Чан Вук, Ким Кидук и Сангсу Хан); Кирилл Серебренников (обладатель главного приза Международного кинофестиваля в Риме в 2006 году за фильм «Изображая жертву»); Брюс Майлс (культовая фигура австралийского театра и кино, актер и режиссер, чья последняя на сегодня актерская работа в фильме Пола Кокса «Спасение» также была представлена во Владивостоке). Их вердикт хоть и вызывал определенные вопросы, в любом случае был оправдан и существен.

Гран-при «Меридианов Тихого» получил фильм гонконгского режиссера Чжана Яна («Пряный суп любви», «Подсолнух») «Вернуться домой» — простая по форме, но весьма глубокая по содержанию история о двух приятелях-выпивохах, которые в какой-то момент допились до того, что один из друзей умер. И его спутник, нарушая заповедь Анри Мишо, вынесенную в эпиграф знаменитого фильма Джима Джармуша («Никогда не путешествуйте с мертвецом»), отправляется в свою безрадостную одиссею с трупом друга на руках. Момои Каори из Японии, поставившая фильм «Лики фигового дерева» и сыгравшая в нем главную роль (эксцентричная драма про последствия смерти отца в патриархальном японском семействе, во дворе дома которого растет, но никогда не цветет пресловутое фиговое дерево), была отмечена сразу двумя призами — за исполнение главной женской роли и за лучшую режиссуру. Как лучший актер был награжден феноменальный человек-оркестр, русский Джордж Клуни и просто на редкость хороший малый Сергей Пускепалис, сыгравший главную роль в конкурсном фильме Алексея Попогребского «Простые вещи». Фильм этот уже не раз был отмечен наградами, но это как раз тот случай, когда лишняя регалия не помешает — Пускепалис достоин еще и не того. Очень жаль, что в число лауреатов не попала совершенно феноменальная картина хорвата Горана Дукича «Самоубийцы: история любви», снятая в США, — фэнтези о загробном мире, напоминающее по структуре «Звездную пыль» Нила Геймана, в котором перерезавший вены молодой человек (Патрик Фьюджит) отправляется в путешествие по «тому свету» в целях найти свою возлюбленную, последовавшую его примеру, но в результате влюбляется в нечаянную спутницу (нереально красивая Шаннин Соссамон). Примечательно, что на экране появляется культовый лебедь-хрипун Том Уэйтс, причем не в качестве мимолетной приглашенной звезды, но как исполнитель вполне значительной роли, этакого Дежурного по Небу, ангела-распорядителя посмертных судеб. Очень хочется, чтобы на этот отменный фильм обратил бы внимание кто-нибудь из отечественных прокатчиков.

Приз зрительских симпатий получила внеконкурсная отечественная мелодрама «Слушая тишину» Александра Касаткина — о том, как святая к музыке любовь была напрочь растоптана любовью просто; фильм хороший во всех отношениях, но лишенный мало-мальской индивидуальности. Приз губернатора Владивостокского края «9288 километров» (число, означающее расстояние от Владивостока до Москвы) увез с собой «Монгол» Сергея Бодрова, открывавший фестиваль, — масштабная историческая драма о становлении Чингисхана, к которой по определению не может быть никаких претензий, настолько все в ней по-голливудски выверено и интересно.

Наконец, лучшим короткометражным фильмом конкурса были названы «Люди из камня» Леонида Рыбакова, совсем недавно отмеченные и в Венеции, — саркастическая фантасмагория про бойцов невидимого фронта, отважно распыляющих цемент над Москвой с самолетов в преддверии национальных праздников. Под героическую мелодию из кубриковского «Доктора Стрейджлава» вниз летят тонны воспетого Федором Гладковым продукта, а после этого жители подмосковных селений вынуждены потреблять окаменевшие кабачки и испытывать сложности с элементарными физиологическими позывами. Недлинная, но весьма убедительная работа — как будто бы Евгений Юфит вдруг решил снять героическую комедию в духе раннего Максима Пежемского.

Но это только то, что касается конкурса. А за кадром (но никак не вне зрительского внимания) остаются еще фильмы внеконкурсной программы — и тут уж глаза разбегаются у самого пристрастного ценителя движущихся изображений. Впору перенять манеру героя Александра Абдулова из «Черной розы» и, подобно коробейнику, вытряхивать из закромов уникальные редкости и красоты: «Па-а-аследний Ким Кидук! Па-а-аследний Шинья Цукамото (автор культовых «Тецуо» и «Балета пуль», представленный во Владивостоке мистическим триллером «Кошмарный детектив» — еще одной вариацией на тему проклятых мобильников)! Па-а-аследний Едзи Ямада («Любовь и честь» — как всегда качественная, но скучноватая самурайская сага от автора «Сумрачного самурая»)!» А плюс к этому режиссерский дебют автора сценариев знаменитых «Выборов» Джонни То, Яу Най-Хоя («Глаз в небе» — полицейский триллер в лучших традициях жанра). «Безбожник» американца Томаса Дана — жуткий фильм, наследующий традициям «Генри, портрета маньяка-убийцы» Джона Макнотона и бельгийского антихита «Это случилось рядом с вами» Реми Бельво. Корейский «Шелк» Чо Пинь-Су — страшный до дрожи фильм про призраков, оставляющий далеко позади иные японские эталоны. И много-много чего еще. В общем, как говорила героиня Довлатова, «и то и другое настолько вкусно»…

В местной владивостокской прессе промелькнуло сообщение, что лет через десять фестивалю может быть присвоена многострадальная, но такая желанная категория «А» и он встанет в один ряд с Канном, Берлином и Венецией. Нужно ли отмечать этот киносмотр подобным образом, сказать трудно. Но то, что этот фестиваль оказался самым интересным за последнее время, очевидно настолько, что никакие буквенные категории тут попросту не работают.

"Время новостей"

***