Долетит – не долетит. Госавиакорпорация не сможет в одиночку поднять с коленей отечественный авиапром
По опубликованным вчера оценкам комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, более половины российского авиапарка не соответствует мировым экологическим стандартам. Самолеты, построенные преимущественно в 70–80-х годах, стремительно устаревают и в скором времени должны быть списаны. Новых воздушных судов, несмотря на громкие заявления чиновников и создание единой Госавиакорпорации, производится не более десятка в год.
По данным думского комитета, более половины российских воздушных судов не соответствуют международным нормам по уровню шума и более 70% – по вредным выбросам. Источник в комитете сообщил также, что в этом году отечественными производителями изготовлено и передано в эксплуатацию лишь 6 самолетов. «Российский авиапром не в состоянии произвести и поставить в эксплуатацию в течение ближайших 10 лет необходимые и востребованные воздушные суда», – подвели неутешительный итог депутаты.
По оценкам Федерального агентства воздушного транспорта, парк пассажирских самолетов на данный момент насчитывает 1438 машин. Из них магистральных – 663 (в основном Ил-96, Ту-154, «Боинг»), региональных – 775 (Ту-134, Ан, Як). На деле летают лишь около половины. Отметим, что самые массовые российские самолеты – машины КБ Туполева (которых в парке насчитывается почти 600) неминуемо должны быть списаны в скором времени из-за физического износа. Ожидается, что региональные «стотридцатьчетверки» начнут активно списываться уже в 2010–2012 годах (по прогнозу агентства Airclaims, к 2014 году в стране не останется ни одного Ту-134), а «долгожители» – магистральные Ту-154 – в 2018 году (тотальная утилизация до 2026 года).
Потребности авиаперевозчиков в новых судах постоянно растут, только к 2010 году, по оценкам Росавиации, стране потребуется 270 новых пассажирских самолетов. Однако два года назад в воздух поднялись 8 новых российских машин, а в этом – лишь 6.
Для выхода из кризиса эксперты предлагают активнее интегрироваться с западными партнерами. «Чудес не бывает, мы не «сверхчеловеки». Сами мы будем поднимать авиацию 20–30 лет, а то и больше, – заверил корреспондента «НИ» собеседник из думского комитета. – Необходимо обучать кадры и менять менеджмент. Для этого наиболее эффективно смотрится сотрудничество с западными компаниями – «Боингом», «Эйрбасом» и другими. Денег в стране полно, нужно покупать западные компании, входить в капитал, приобретать пакеты акций. А потом уже использовать их современный опыт, перенимать принципы менеджмента, обучать специалистов с помощью их программ. Только тогда, возможно, удастся выйти на новый уровень за 7–10 лет».
***