Один в школе не воин . Среднее образование предлагают сделать 12-летним
Общественная палата РФ занялась отечественным образованием. В ее недрах подготовлен доклад “Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?”. Как выяснилось, самая главная опасность в образовании — социальное неравенство. Школы и вузы перестали играть роль “лифтов”, поднимающих талантливых, но бедных ребят из низов общества к его вершинам, как было в СССР и как происходит на Западе.
Автор фото: Михаил Ковалев |
Учебные заведения, в том числе государственные, расслоились на элитные (для богатых) и массовые (для бедных).
И дело даже не в платности образования. В престижные гимназии и лицеи давно принимают только “своих” детей — у кого родители в состоянии внести солидный “спонсорский взнос” и отчислять немалые суммы. В результате качественное образование получают ребята из обеспеченных семей, а прочие о нем могут забыть.
Соответственно, места в престижных университетах занимают “элитные” выпускники.
Вторая проблема — качество высшего образования. Россия вырвалась на одно из первых мест в мире по числу студентов на 10 тысяч населения — 500 человек. Но часто вузы лишь торгуют дипломами. Профессора превратились в почасовиков: научной работой не занимаются, к лекциям относятся формально — читают по чужим учебникам. Чтобы прокормиться, они вынуждены подрабывать, а это сказывается на качестве занятий.
Студенты-недоучки потом не могут устроиться на хорошее место.
Как же исправить ситуацию? В докладе верно замечено: “Самая серьезная проблема в образовании — это зарплата”. Голодный учитель не может хорошо учить, а нищий преподаватель — преподавать. Поэтому оклады педагогов нужно значительно повысить, перейдя от модели преподавателя-почасовика к модели преподавателя полного дня. Учитель региональной школы должен получать не меньше 15—17 тыс. руб. в месяц, в Москве и Петербурге — в полтора раза выше. Вузовским преподам надо платить как минимум 20 тыс. руб. в месяц. Это базовый оклад, к нему полагаются бонусы за ученую степень, научную работу и пр. В итоге в кармане у профессора должно быть не менее 50—75 тыс. руб.
Размер доплат надо поставить в зависимость от мнения студентов. Если педагог читает лекции интересно, у него в аудитории аншлаг — пусть получает прибавку. Если же бубнит себе под нос и в аудитории пусто — останется с голым окладом.
Контракт поможет решить проблему старения педкадров. Сейчас многие профессора работают, что называется, до упора — боятся остаться на нищей пенсии. А договор обеспечит им достойную выплату по старости. Молодым же в первые 2—3 года надо платить двойной оклад — чтобы закрепить на кафедре.
Особый разговор о ведущих университетах, получивших гранты в рамках нацпроекта “Образование” (таких за два года набралось 57). Они реализуют инновационные проекты, потому должны поддерживаться особо. Их преподавателям надо платить не менее 75 тыс. руб. в месяц, а к 2015 году — 150 тыс. руб. Три четверти студентов должны получать стипендию, равную прожиточному минимуму. Самые талантливые поступят в аспирантуру и будут получать зарплату как у молодого препода.
А чтобы избавить страну от псевдообразования, надо принимать в госвузы только тех, кто набрал на ЕГЭ по профильным предметам не менее 60 баллов. Тогда многие не пользующиеся спросом институты закроются — перестанут получать бюджетное финансирование. Непонятно, правда, что будет с инженерными и технологическими факультетами, где готовят необходимых, но не слишком “модных” спецов. Если их закрыть, кто пойдет работать на заводы, особенно оборонные? Не придется ли через десять лет завозить инженеров и технологов с Украины?
Самые революционные изменения предлагаются в начальном профобразовании. ПТУ следует преобразовать в учебные центры и вместо 3 лет учить 6—12 месяцев. Профучилища нужно избавить от “несвойственных функций” — давать полное среднее образование. А 9-классникам вручить госсертификаты — пусть сами выбирают, где учиться. Некоторые профессии вообще лучше отдать на откуп бизнесу — предприниматели будут сами готовить для себя кадры.
Перемены должны коснуться и средней школы. Во-первых, нужно увеличить продолжительность обучения до 12 лет. (То-то обрадуются школяры, особенно мальчики: аттестат получил — и в армию.) Во-вторых, следует ввести в обязательную программу экономику и право. Причем старшеклассники должны разбираться в таких вещах, как “налоги, отчуждение предприятий, права и обязанности владельца собственности” и пр. Экономфаки и юрфаки отдыхают…
В общем, предложений, причем весьма радикальных, в докладе много. Не факт, что их примут — отечественная система образования очень консервативна. А вот на вопрос, вынесенный в заголовок доклада, ответ так и не был дан.
***