Каждому, кто имел дело с банковскими кредитами, известно: чтобы ни писал банк в рекламных буклетах, займов под 0% не бывает. Процентная ставка, декларируемая банком, далеко не единственный критерий стоимости кредита.

Обилие разного рода дополнительных комиссий и платежей, зависящих от срока кредитования, размера первоначального взноса, суммы кредита и т. д., вводит в заблуждение даже самых финансово подкованных заемщиков.

К примеру, Индэкс-Банк установил процентную ставку по долларовым кредитам на покупку недвижимости на уровне 11,2% годовых. Но с учетом 0,15% ежемесячной комиссии (которая насчитывается на остаток задолженности) стоимость денег увеличивается до 13% годовых. Приватбанк предлагает ипотечные кредиты под 10-12% годовых (в зависимости от размера первоначального взноса), но с учетом ежемесячной комиссии (0,2% насчитывается на первоначальную сумму кредита) реальная ставка составит 14,8-16,8% годовых.

В секторе потребительского кредитования разница между реальной и декларируемой процентной ставкой еще существеннее.

Понять банкиров нетрудно: без маленьких маркетинговых хитростей сейчас не продашь даже самые необходимые товары и услуги. Что уж говорить о кредитах, к которым начали приучать лишь пару лет назад.

В России в нынешнем году, скорее всего, будет принят закон «О потребительском кредитовании», в котором будут выписаны основные правила взаимоотношений простых заемщиков с банками. Проще говоря, банки будут обязаны информировать заемщика о том, сколько в итоге он должен заплатить за предоставленный кредит. А с 1 июля 2007 года вступает в силу решение Центрального банка России, требующее от банков раскрывать эффективные ставки по кредитам (реальную стоимость кредитов с учетом всех комиссий). Так уже давно делают банки Великобритании и США, где вопросы потребительского кредитования достаточно хорошо урегулированы законодательно. Только в США действует около 10 законов, защищающих потребителей финансовых услуг.

Например, размещая на рекламных буклетах, биллбордах и т. д. условия кредитования, западные банки обязаны указывать размер реальной процентной ставки: большая надпись «Кредит под 0%!» на европейских биллбордах соседствует с неприметной фразой «Реальная ставка — 10% годовых». Точно так же, как в рекламе сигарет или крепких напитков содержится предупреждение о вреде курения и алкоголя.

www.financialfamily.ru

*