Дают — не бери, вымогают — не давай. У взятки, как у денежной купюры, две стороны
Взятки гаишникам стали давать реже, об этом заявил начальник самарской областной ГИБДД Валерий Трофимов. Однако коррупция во вверенном ему ведомстве еще далеко не изжита.
Когда заговаривают о мздоимстве государевых людей, первыми вспоминают дорожных инспекторов. Что понятно — служба публичная, да и водители, предпочитающие улаживать дела на месте и с некоторой скидкой с официального штрафного тарифа, не спешат докладывать о такого рода взаиморасчетах «куда следует».
— «Оборотни в погонах» — страшная вещь, — отметил Валерий Трофимов. — Но, с другой стороны, преступником является не только тот, кто берет, но и тот, кто дает, тем самым провоцируя правонарушение. Если ты сидишь за рулем и предлагаешь взятку представителю государства — ты тоже повинен в преступлении и должен за него отвечать.
— Конечно, больно, когда нечистые на руку люди просачиваются в наши ряды, — продолжил полковник. — Но реформирование системы внутреннего контроля и направлено на то, чтобы выявлять такие факты.
Несколько лет назад в российской ГИБДД была создана спецслужба, которой было поручено следить за соблюдением дисциплины и законности сотрудниками инспекции. Результаты ее работы заметны. В нынешнем году, например, служба инициировала возбуждение 27 уголовных дел, часть которых скоро будет передана в суд. В 2006 году таких дел, кстати, было меньше.
— Хорошо это или плохо? — задался вопросом Трофимов. — Хорошо, если оценивать эти цифры с точки зрения эффективности работы борцов с «оборотнями». С другой стороны, нельзя быть довольным таким результатом: значит, до победы над коррупцией еще далеко. Я считаю, бороться с этим явлением должны все мы — и граждане, и милиция. Сегодня пришло время принимать самые жесткие меры наказания к людям в форме.
По данным службы собственной безопасности, наиболее часто нарушения фиксируются среди сотрудников ДПС. а также в подразделениях по исполнению административного законодательства. Здесь не только взятки (их размер колеблется от сотни рублей до нескольких десятков тысяч, например, за вождение в нетрезвом виде), но и злоупотребление служебным положением (выдача водительских удостоверений лицам, лишенным права на управление, удаление из базы данных записей о лишении водительских прав и т.д.). Материалы, собранные контрольно-профилактическим отделом управления, передаются высшему руководству, а затем — в органы прокуратуры и в суд.
Однако, по справедливому замечанию главного самарского гаишника, наказание пойманных за руку нарушителей — менее эффективная мера, нежели те, что направлены на предупреждение такого рода правонарушений и преступлений. Среди таких мер — постоянно устраиваемые негласные и плановые проверки, результаты которых передаются непосредственно начальству. Кроме того, областное управление ГИБДД является базовым подразделением. где периодически проходят курсы повышения квалификации сотрудники профилактических отделов ГИБДД. Сейчас, к примеру, на дорогах губернии трудятся представители 19 регионов страны. Что касается приема на работу новых сотрудников, то даже стажеры обязательно проходят процедуру личного собеседования с руководителями службы, в том числе с начальником управления. Сегодня сюда принимают преимущественно людей с высшим юридическим образованием, реже со средним специальным.
До конца нынешнего года по всей Самарской области планируется ввести упрощенную систему оплаты штрафов. Уже сегодня соответствующие терминалы стоят в отделениях двух банков губернии. Наличие таких автоматов в публичных местах — несомненное удобство для водителей, хотя сами инспектора считают, что потеря времени в очередях — тоже своего рода наказание. Можно было бы установить кассовые аппараты и непосредственно в патрульных машинах, но на это пока денег нет.
Об этом сегодня пишет «Российская газета» № 210 (4473) от 21.09.2007
*