Взятки гаишникам стали давать реже, об этом заявил начальник самарс­кой областной ГИБДД Валерий Трофимов. Однако коррупция во вверенном ему ведомстве еще далеко не изжита.

Когда заговаривают о мздоимстве государевых людей, первыми вспоминают дорожных инспекто­ров. Что понятно — служба пуб­личная, да и водители, предпочи­тающие улаживать дела на месте и с некоторой скидкой с офици­ального штрафного тарифа, не спешат докладывать о такого рода взаиморасчетах «куда следу­ет».

— «Оборотни в погонах» — страшная вещь, — отметил Вале­рий Трофимов. — Но, с другой стороны, преступником является не только тот, кто берет, но и тот, кто дает, тем самым провоцируя правонарушение. Если ты сидишь за рулем и предлагаешь взятку представителю государства — ты тоже повинен в преступлении и должен за него отвечать.

— Конечно, больно, когда не­чистые на руку люди просачива­ются в наши ряды, — продолжил полковник. — Но реформирование системы внутреннего контроля и направлено на то, чтобы выяв­лять такие факты.

Несколько лет назад в россий­ской ГИБДД была создана спец­служба, которой было поручено следить за соблюдением дисцип­лины и законности сотрудниками инспекции. Результаты ее работы заметны. В нынешнем году, напри­мер, служба инициировала воз­буждение 27 уголовных дел, часть которых скоро будет передана в суд. В 2006 году таких дел, кстати, было меньше.

— Хорошо это или плохо? — за­дался вопросом Трофимов. — Хо­рошо, если оценивать эти цифры с точки зрения эффективности рабо­ты борцов с «оборотнями». С дру­гой стороны, нельзя быть доволь­ным таким результатом: значит, до победы над коррупцией еще дале­ко. Я считаю, бороться с этим яв­лением должны все мы — и гражда­не, и милиция. Сегодня пришло время принимать самые жесткие меры наказания к людям в форме.

По данным службы собствен­ной безопасности, наиболее час­то нарушения фиксируются сре­ди сотрудников ДПС. а также в подразделениях по исполнению административного законодатель­ства. Здесь не только взятки (их размер колеблется от сотни руб­лей до нескольких десятков ты­сяч, например, за вождение в не­трезвом виде), но и злоупотреб­ление служебным положением (выдача водительских удостове­рений лицам, лишенным права на управление, удаление из базы дан­ных записей о лишении водитель­ских прав и т.д.). Материалы, со­бранные контрольно-профилак­тическим отделом управления, передаются высшему руковод­ству, а затем — в органы прокура­туры и в суд.

Однако, по справедливому за­мечанию главного самарского га­ишника, наказание пойманных за руку нарушителей — менее эффек­тивная мера, нежели те, что направлены на предупреждение та­кого рода правонарушений и пре­ступлений. Среди таких мер — по­стоянно устраиваемые негласные и плановые проверки, результа­ты которых передаются непосред­ственно начальству. Кроме того, областное управление ГИБДД яв­ляется базовым подразделением. где периодически проходят кур­сы повышения квалификации со­трудники профилактических от­делов ГИБДД. Сейчас, к приме­ру, на дорогах губернии трудятся представители 19 регионов стра­ны. Что касается приема на рабо­ту новых сотрудников, то даже стажеры обязательно проходят процедуру личного собеседования с руководителями службы, в том числе с начальником управления. Сегодня сюда принимают преиму­щественно людей с высшим юри­дическим образованием, реже со средним специальным.

До конца нынешнего года по всей Самарской области планиру­ется ввести упрощенную систему оплаты штрафов. Уже сегодня со­ответствующие терминалы стоят в отделениях двух банков губер­нии. Наличие таких автоматов в публичных местах — несомненное удобство для водителей, хотя сами инспектора считают, что по­теря времени в очередях — тоже своего рода наказание. Можно было бы установить кассовые ап­параты и непосредственно в пат­рульных машинах, но на это пока денег нет.

Об этом сегодня пишет «Российская газета» № 210 (4473) от 21.09.2007

*