От Тольятти до Нижнего… В начале сентября концертами в Нижнем Новгороде завершилась юбилейная 11-я сессия Молодежного симфонического оркестра Поволжья «Международная летняя оркестровая академия».

Зал Нижегородского государственного университета имени Лобачевского во время проведения концертной акции «Симфоническая музыка – университетам России» и Кремлевский концертный зал Нижегородской филармонии имени Ростроповича были заполнены почти до отказа, а слушатели щедры на аплодисменты, возгласы «Браво!» раздавались после каждого произведения. Надо сказать, что за свою историю Нижний Новгород слышал выступления многих известных коллективов и исполнителей, и исполнение концертной программы молодыми музыкантами оркестра Поволжья было своего рода проверкой на профессионализм и зрелость. И этот экзамен, судя по реакции залов и отзывам пришедших за кулисы профессионалов, среди которых был и дирижер Нижегородского академического симфонического оркестра Александра Скульского, пройден на «отлично»!

Очень обрадовало отношение студентов университета, которые подходили и спрашивали – «А где вы завтра играете? Мы еще хотим прийти послушать!». Это ли не признак того, что вопреки бытующему мнению о том, что наша молодежь кроме попсы ничего не слушает, есть и много таких, кому оказывается близка классическая музыка.

Предварило концертные выступления в Нижнем Новгороде письмо в адрес оркестра от заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимира Зорина: «Приветствую уникальный творческий коллектив, объединивший молодых музыкантов для осуществления интересных творческих проектов. Отрадно заметить, что, несмотря на небольшой срок своего существования, оркестр завоевал прочный авторитет и популярность как в профессиональной сфере, так и у любителей музыки. Желаю молодым музыкантам творческих успехов в проведении концертов в Приволжском федеральном округе, ярких впечатлений и вдохновения!».

О концертах юбилейного гастрольного тура

Успех у публики действительно был огромный, и не только в Нижнем Новгороде, он сопровождал оркестр во всех городах юбилейного гастрольного тура – Димитровграде, Ульяновске, Тольятти, Самаре. А у оркестрантов остались яркие впечатления, прежде всего от долгожданной встречи друг с другом, от работы, от душевного приема публики во всех без исключения залах и городах, где бы ни выступал оркестр, и, что особенно приятно, этот успех стал уже традиционным! Впечатляют некоторые цифры: за пять лет оркестром сыграно более 80 произведений, в том числе 9 симфоний, 16 инструментальных концертов, 12 увертюр, большое количество оркестровых пьес. Ну, а в юбилейных концертах звучали Восьмая симфония Дворжака, пьесы Чайковского из балетной сюиты «Щелкунчик», Концерт № 1 для скрипки с оркестром Прокофьева в исполнении концертмейстера оркестра, лауреата международных конкурсов Елены Корженевич, Концерт для баяна с оркестром «Аконкагуа» Астора Пьяццоллы в исполнении Заслуженного артиста России Юрия Шишкина.

Шишкин явился, безусловно, не только украшением концертных программ, но и примером для молодых музыкантов беззаветного служения музыке, полной творческой самоотдачи, когда не делается никакой разницы, играет ли он для непосвященных слушателей, или искушенных профессионалов. Уже после первой совместной репетиции молодые музыканты долго не могли «прийти в себя» от такого сильного впечатления. И музыка одного из самых модных и популярных композиторов 20 века Пьяццоллы вдруг наполнилась для них, 18-летних, глубоким смыслом – «это очень трудное восхождение на горную вершину (примечание: Аконкагуа – самая высокая точка в Южной Америке), я воспринимаю его как подведение итогов жизненного пути!». А чего стоит ночной концерт, далеко за полночь, когда Юрий Васильевич играл специально для участников сессии. Собрался весь оркестр и внимал мастеру, который играл и рассказывал, рассказывал и играл, и неудивительно, что молодые музыканты также искренне ему отвечали. И уже после того, как все закончилось, и все разъехались, раздался звонок из Ростова, и Шишкин делился своими впечатлениями: «Знаете, ходил несколько часов по Москве и понял, что нигде, ни в каком другом городе, то, что вы делаете, было бы невозможно. Тольятти — это как особая территория, как будто цветок распустился и цвел все это время, пока шла сессия». Такое признание дорогого стоит!

Подарок Спивакова

В самый разгар концертных выступлений пришло известие, что в Фонде Спивакова к 5-летнему юбилею оркестра подготовлен подарок – скрипка, уже третья по счету, которая будет звучать в МСО Поволжья. И не менее значительным является факт, что прежде играла на этой скрипке Татьяна Кузнецова из Самары, первый концертмейстер молодежного оркестра, уже будучи артисткой Национального Филармонического оркестра России. Владимир Спиваков приобрел для нее другой инструмент, а этот отдал в свой Фонд с пожеланием передать нашему оркестру. Многозначительный подарок – может быть, новый ее обладатель пойдет по стопам Тани Кузнецовой и в будущем поступит в Национальный Филармонический оркестр России? Хорошо бы…

О творчестве и музыкантах

Атмосфера творчества, которая пронизывает всех на сессиях оркестра буквально насквозь, поистине удивительна. И происходит это потому, что здесь есть еще одна традиция – сольных и ансамблевых выступлений. О том, что в оркестре собираются в подавляющем большинстве лауреаты российских и международных конкурсов, мы говорили и писали уже не раз. А вот как это проявляется, можно услышать на концертах участников, которые открывают нам все новые и новые имена, и не только исполнительские, но и композиторские. И оркестр становится уже «персонально окрашенным», узнаваемым, когда каждый уже сам по себе интересный музыкант.

В этом году концерты фестиваля «Летние музыкальные вечера на Волге», подарили нам незабываемые минуты. Художественный руководитель этого молодежного фестиваля, известный педагог и музыкант Лариса Магерамова, живущая в настоящее время в США и специально приехавшая на сессию из-за океана, говорит: «Очень приятно, что несколько лет назад мы не ошиблись, посадив еще совсем юную Лену Корженевич на место концертмейстера оркестра, она очень выросла и уже сейчас можно сказать, что стала большим мастером. Из других участников я бы отметила кларнетиста из Москвы Валентина Азаренкова и альтистку из Казани Адель Шагидуллину, фаготистов Фарруха Гафурова (Узбекистан) и Костю Воронцова (Казань), их трепетную, музыкальную и очень профессиональную игру. Конечно же, вновь покорил своим концертмейстерским мастерством дирижер-стажер Максим Емельянычев, подтвердив свое амплуа очень разностороннего музыканта. Растет композиторское дарование тольяттинки Полины Назайкинской, ее вокальный цикл на слова Блока можно назвать маленьким шедевром – настолько осмысленно и продуманно звучит в нем каждая нотка и каждое слово. Определенный колорит привнесли испанские музыканты, которые проявили себя с самой лучшей стороны, особенно запомнилась флейтистка Мария Ассенсьон своим мягким, завораживающим звуком. И, безусловно, привлекает внимание самый юный участник – 13-летний дирижер Тимур Зангиев своей удивительной гармоничностью, музыкальным талантом и уже далеко не детской проникновенностью».

И подобных открытий в этом году было много, в том числе вокальный цикл на стихи японских поэтов Амфиана Вечелковского, исполненный участниками оркестра в переложении для фагота и струнного квартета. Амфиан (в недавнем прошлом просто Артем, а сейчас преподаватель Самарской духовной семинарии) появился на оркестровой сессии несколько неожиданно. Зная, что он полиглот и владеет испанским, мы обратились к нему с проблемой перевода для испанской группы участников, и случайно оказалось, что у него отпуск, и он может нам помочь. А если вспомнить, что Вечелковский сам музыкант и участник многих композиторских мастер-классов, то, наверное, поэтому и случилось то, что случилось. Испанцы получили переводчика, а в город вернулся молодой композитор.

Испанцы в России

Эта глава в истории оркестровых сессий должна быть написана отдельно.

Когда группа летит так издалека, из южной испанской Андалусии, и кроме дирижера Арчила Почхуа в России никто не был, то без приключений просто не обойтись. И они не заставили себя ждать. Сначала вместо семерых прилетел один! А багаж и шестеро других участников остались в Калининграде из-за досадной ошибки российского консульства в Испании при открытии виз. Не хватило каких-то двух часов до наступления 15 августа, с которого были эти злополучные визы открыты.

Затем пришлось почти заново оплатить перелет до Самары, потом случился перевес багажа, опять же из-за того, что один из участников уже прибыл в Тольятти налегке… Надо отдать должное выдержке директора оркестра Магдалены Гарридо Родригес, которая была озабочена только одним, чтобы на таможне случайно не остались коробки с веерами для всего оркестра от спонсора их Молодежного камерного оркестра. И надо сказать, что эти подарки оказались как нельзя кстати. В Тольятти установилась почти испанская жара, и ребята любую паузу использовали для того, чтобы освежить себя с помощью этих самых вееров.

К счастью, больше серьезных происшествий не было. Испанцы влились в состав оркестра, как будто тут и были, активно начали учить русский язык, в общем, жили обычной сессионной жизнью, репетировали, выступали в концертах. Магдалена помогала работать в штабе и старалась вникнуть во все детали организационной работы. Арчил Почхуа, который собственно и был инициатором этого приезда, привез огромное количество нот испанской и европейской музыки, знакомил нас с традициями и деталями профессиональной деятельности в Испании. В общем, это было очень интересное для всех сторон общение, в котором были даже испанское пение и танцы в стиле «фламенко». Забегая вперед, хочу сказать, что при прощании (оркестр уезжал в Нижний Новгород без испанцев, которые 2 сентября уже вылетали на родину из Самары) многие не могли сдержать слез. Но это уже привычная для наших участников история при расставаниях.

О новых планах

Итак, юбилей оркестр собрал очень сильный состав, – приехали многие участники прошлых сессий, которые сегодня работают в известных ведущих оркестрах нашей страны. А потому было очень много встреч и воспоминаний о совместных поездках в Москву и Ханты-Мансийск, Ташкент и Киев, Париж и на фестиваль «Еврооркестрия», во время которого молодые музыканты объездили много городов Франции.

Была встреча и с самим президентом «Еврооркестрии» Клодом Револьтом, который приехал в Тольятти всего на один день, но за этот день удалось обсудить многое, в том числе и предложения, которые привез господин Револьт.

Очень приятно было услышать из его уст, что он считает Молодежный симфонический оркестр Поволжья и его дирижера, заслуженного артиста России Анатолия Левина, «профессиональным символом Еврооркестрии», и потому готов организовать гастрольный тур для МСО Поволжья летом 2008 года по таким крупнейшим городам Франции, как Париж, Страсбург, Лилль, Шартр. Возможно, этот тур охватит и другие страны Европы. Движение «Еврооркестрия» расширяется, и Револьт считает, что подобное концертное турне Молодежного симфонического оркестра Поволжья будет способствовать популяризации этих идей и повышению имиджа фестиваля «Еврооркестрия».

А в 2009 году, когда фестиваль «Еврооркестрия» шагнет за Атлантический океан, в Канаду, где в сотрудничестве с бывшей французской провинцией Квебек готовится его проведение, нашему оркестру уже сделано предложение принять участие и в этом фестивале. Но и это еще не все. Китайские партнеры «Еврооркестрии», наслышанные об игре наших молодых музыкантов, пожелали в любой год принять Молодежный оркестр Поволжья с рождественскими концертами и услышать в его исполнении произведения Иоганна Штрауса.

И это далеко не все планы, которые могут возникнуть в ближайшее время. Наши узбекские друзья, профессор Государственной консерватории Узбекистана Владимир Неймер и его ученик, дирижер-стажер НФОРа и МСО Поволжья Азиз Шохакимов мечтают о проведении очередной сессии и фестиваля в своей стране, с организацией концертного тура по Ферганской долине. Как говорится, было бы время и деньги!…

О признании

Деятельность оркестра высоко оценили народный артист СССР В.Спиваков, ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Г.Орджоникидзе, заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РФ А Бусыгин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Зорин, главный федеральный инспектор по Самарской области С.Сычев, министр культуры и молодежной политики Самарской области О.Рыбакова, ректоры университетов и академий Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Тольятти, ректоры музыкальных ВУЗов России и ближнего зарубежья.

Отзвучали последние аккорды и последние аплодисменты. Разъехались по своим городам участники. Юбилейная сессия – это уже история и воспоминания.

Лидия Семенова,

директор Молодежного симфонического

оркестра Поволжья

*