12 апреля Россия отмечает День космонавтики. В преддверии нынешнего праздника в космической отрасли произошли серьезные изменения. В связи с реформированием правительства было упразднено Российское авиационно-космическое агентство и вместо него создано Федеральное космическое агентство, которое возглавил Анатолий Перминов. Многие специалисты положительно отнеслись к этому решению. Новое ведомство, которое уже не курирует авиапром, будет более направлено на решение космических проблем страны, которых на сегодня накопилось немало. Как и прежде, держаться на плаву предприятиям отрасли помогают масштабные международные проекты, пишет сегодня «Красная звезда» .

Вопросы международной деятельности по-прежнему являются одним из приоритетных направлений деятельности российской ракетно-космической промышленности. Сегодня Россия работает в рамках действующих документов и межправительственных соглашений с 22 странами. Причем основной объем этих работ приходится на США и страны Евросоюза, такие как Франция, Германия, Италия. Из других партнеров можно выделить Индию и Китай.

Известно, что в начале 1990-х годов упал объем госзаказа в ракетно-космической отрасли. Но поддержка Правительства РФ в развитии международных контактов дала возможность сохранить отечественную космическую промышленность и даже оставить ее привлекательной для международных партнеров.

Общий объем госзаказа в период с 1992 по 2003 год составил $4,3 млрд, тогда как по итогам 2003 года поступления от реализации различных международных проектов составили больше 50% объема работ комплекса, достигнув примерно %5,5 млрд. Основные работы в рамках межгосударственных проектов — пилотируемые полеты, пусковые услуги, реализация программ на станциях «Мир», МКС и работы, связанные с двигателями, такими как химкинские РД-180 и РД-191.

Как характерный пример успешной деятельности на международных рынках можно привести химкинское НПО «Энергомаш». Вот уже почти десятилетие государственный заказ на нем составляет лишь несколько процентов от общего объема работ. Но предприятие развивается, сохраняет наибольший авторитет в мире в области создания жидкостных ракетных двигателей. Не случайно компания «Локхид» — один из мировых лидеров в этой сфере — использует эти двигатели в рамках создания семейства ракет «Атлас».

«Союз» по праву является одной из самых заслуженных российских ракет с огромной положительной статистикой. Она выдержала уже более 1 700 запусков. Та версия ракеты «Союз-2», которая сегодня создается, станет примером ракеты с проверенной конструкцией, хорошей статистикой по двигателям и совершенно новой системой управления. За счет всех этих качеств грузоподъемность «Союза-2» увеличится примерно на 15% — с 6,9 до 8 тонн. Появилась новая версия разгонного блока «Фрегат», уже апробированная в запуске израильского спутника связи на геостационарную орбиту. Так что нам есть с чем прийти на Куру.

Партнером в создании космодрома Куру выступает Европа в лице компании «Арианспейс», являющейся лидером в запуске спутников. Сегодня портфель ее заказов — свыше 40 запусков, которые надо реализовать. Что касается технической стороны проекта, то запуски с Куру за счет его близости к экватору позволят выводить на орбиту полезную нагрузку в 3 – 3,2 тонны против 1 – 1,5 тонны, которые возможно выводить на орбиту при запусках с космодрома Байконур. График создания космодрома построен так, что в конце 2006 года партнеры проекта будут готовы провести первый пуск из Куру. Этот проект позволит загрузить 80 – 85 тыс. рабочих мест стабильным заказом не менее чем на 10 лет.

Предположения скептиков о том, что США уйдут с МКС, к счастью, не оправдались. Американцы подтвердили, что полностью выполнят свою часть работ по станции. Как известно, на 2005 год США уже заложили в бюджет проекта МКС и программы «Шаттлов» на $900 млн больше, чем в минувшем году.

Много сложностей для функционирования МКС доставляет запрет на полеты челноков, наложенный после трагической гибели «Колумбии». Россия и Европа сегодня настаивают, что в ближайшее время должен быть определен точный график работ по станции. Прежде всего, это касается графика возобновления полетов к станции американских «Шаттлов». Кроме того, нужно определиться с программой дальнейшего строительства МКС и запуска новых модулей, решить вопрос об увеличении численности постоянного экипажа на орбите до 6 человек и обеспечении станции вторым спасательным «Союзом».

В долгосрочной перспективе предстоит также определиться с созданием новых кораблей для обслуживания работы МКС. Эта проблема связана с тем, что американские «Шаттлы» будут летать только до 2010 года, а новый космический аппарат, над которым работают США, будет готов только в 2014 году.

А для России важно также пополнить свою спутниковую орбитальную группировку. При этом, видимо, есть смысл максимально скоординировать проекты разных стран в освоении Луны и Марса с помощью космических аппаратов.

Вести.ru

*