В Ульяновске появилась справочная русского языка. Отныне жителям города не придется ломать голову над тонкостями орфографии и пунктуации или лезть за ответом в справочник. Достаточно будет набрать номер «горячей линии» и узнать, как пишется то или иное слово и где ставится запятая. По всей стране сейчас действует около 10 таких телефонных «шпаргалок». Их первоочередная задача – повысить уровень грамотности населения. Однако рядовые обыватели обращаются в такие справочные редко. Основные клиенты филологов – чиновники, студенты и корректоры.

Телефонные «шпаргалки» пока уступают в популярности городским справочным. Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Жители Ульяновска не первые, кто получил возможность ежедневно обращаться к бесплатной телефонной «шпаргалке». По всей России при кафедрах русского языка и литературы уже работает около десятка таких «горячих линий». Своя служба справки есть в Санкт-Петербурге, в Воронеже, в Саратове, а справочная при Институте русского языка им. Виноградова РАН в Москве считается одной из старейших. Открылась она еще в 1958 году и, по словам сотрудников, изначально работала с населением по переписке. Бесплатная же телефонная справка начала функционировать в начале 90-х годов.

Общаются с клиентами телефонной справочной филологи: сотрудники института или аспиранты. На ответ, в зависимости от сложности задаваемого специалистам вопроса, уходит от одной минуты до нескольких дней. Подсказывают, как правильно писать и произносить слова восемь человек. Если вдруг слово нельзя найти в словаре или возникают серьезные трудности с расстановкой пунктуационных знаков, ломать голову над ответом приходится Орфографической комиссии при институте.

В отличие от молодежи, взрослые люди орфографией и фонетикой особо не интересуются. Разве что по долгу службы. «В обычные же дни к нам обращаются менеджеры, работающие с документами, а также редакторы и корректоры, – объяснила «НИ» заведующая справочной службы русского языка при Институте русского языка им. Виноградова РАН Оксана Грунченко. – Связано это, впрочем, не с падением уровня грамотности и профессионализма, а с усложнением и увеличением вариативности русского языка». Дело в том, что последний канонический свод его правил датируется 1956 годом. С тех пор произошла масса изменений, и это предписание устарело. Поэтому установить грамматическую истину не каждому филологу под силу. Да что корректору. На прошлой недели даже президент Владимир Путин признался, что время от времени звонит ректору Санкт-Петербургского госуниверситета Людмиле Вербицкой и спрашивает, как правильно произносятся те или иные слова. Так что пока новый свод академических правил не будет готов, у телефонных справочных отбоя от клиентов не будет.

Подробнее на сайте газеты «Новые Известия»

***