Сравнение напрашивается сразу же. И сравнение фильма «Отважная» (The Brave One) будет с нашумевшим когда-то и, естественно, сериализованным фильмом «Жажда смерти» (1974). Тот фильм с ныне ушедшим Чарльзом Бронсоном, отнюдь не будучи кинематографическим шедевром, «переиздавался» еще четыре раза, совсем не жаждал прокатной смерти и закончил свои дни в пятой реинкарнации в 1994 году.

Я сейчас не собираюсь обсуждать профессиональные достоинства или недостатки старого сериала. Вспомнил его лишь для того, чтобы сказать, что идея «виджилантизма», то есть взятия закона и порядка в свои руки, когда власти не могут обеспечить защиту граждан от преступников, жива и здорова, в отличии от многочисленных реальных жертв преступности.

Эстафету «народного мстителя» в «Отважной» приняла из рук сыгранного Бронсоном Пола Керси молодая женщина Эрика Бэйн, которую играет Джоди Фостер. В отличие от архитектора Пола Керси, мстящего за дочь, Эрика Бэйн мстит за убитого уличными бандитами жениха. В женской версии мститель не технарь, а интеллектуал. Эрика – ведущая популярного радиошоу о городских ритмах Нью-Йорка, его шумах, его людях, его особости. Героиня, безусловно, любит свой город и свою работу.

Обычно мне не нравится закадровый голос. Мне всегда кажется, что в этом случае авторы не нашли кинематографического эквивалента тексту сценария. Но здесь такой закадровый комментарий вполне уместен, тем более что профессия главного персонажа такова, что ее только слышат, но не видят. Эта анонимность и физическая незначительность (Джоди Фостер напоминает французского гамена) помогают Эрике оставаться незамеченной во время ее выхода на арену борьбы с преступностью.

После того, как Эрика едва выходит из комы после зверского избиения в Центральном парке Нью-Йорка (где и погиб ее жених), она почти спонтанно нелегально покупает пистолет. Ее можно понять. Как и то, что – подобно чеховскому ружью – пистолет обязательно выстрелит. Но, появившись в первом акте, пистолет не ждет классического третьего, чтобы выстрелить. Мы все-таки не в театре, а в кино. И фильм этот – не спокойная чеховская пьеса, в которой страсти бурлят внутри людей, не выплескиваясь наружу, а голливудский триллер. И по законам этого жанра стрелять надо начинать очень скоро после появления пистолета в кадре.

Авторы сценария Родерик Тейлор, Брюс Тейлор и Синтия Морт знают, что продюсер Джо Силвер ждет от них быстрого «экшена». Тем и славен. Но в данном случае Силвер нанял серьезного ирландского режиссера Нила Джордана, который поднимает картину на ступень выше стандартного боевика.

Джоди Фостер, дважды получившая «Оскар», тоже придает фильму дополнительное интеллигентное измерение. Что не мешает ее героине абсолютно неинтеллигентно устранять одного недочеловека за другим.

Терроризированным преступниками горожанам по душе, когда Эрика убивает двух хулиганов, издевающихся над пассажирами в вагоне метро, когда она устраняет нечистоплотного бизнесмена, до которого не может добраться правосудие, хотя полицейские знают не только о его экономических преступлениях, но и о том, что из-за него лишилась жизни молодая женщина, мать его ребенка. И уж, конечно, в зале раздаются аплодисменты, когда Эрика в финале добирается до тех нелюдей, которые напали на нее в парке.

Все эти элементы справедливой мести работают на эмоциональном уровне зрителя. Каждый может себя легко поставить на место Эрики. Может быть, не всякий смог бы нажать на спусковой крючок в подобных обстоятельствах, но кино тем и замечательно, что помогает зрителю «сыграть» себя в подобных обстоятельствах.

Этот фильм также анализирует отношения человека с оружием. Безусловно, что-то специфическое есть в обретении инструмента убийства. Могу засвидетельствовать это из своего личного опыта. Помню свои смешанные эмоции, когда мне выдавали автомат и патроны для несения караульной службы в советской армии. С одной стороны оружие в твоих руках немного пугает, с другой – дает тебе ощущение некоей власти над теми, у кого его нет. Но, простите, отвлекся…

Джоди Фостер очень подходит на роль Эрики Бэйн. Тем более что актриса не раз примеряла одежды жертвы, которая перестает быть таковой в силу обстоятельств. Так было в «Обвиняемых», «Иллюзии полета» и «Комнате страха». У Фостер такие выразительные глаза, что режиссер не гнушается изобилием крупных планов, которые в любом другом подобном жанровом фильме были бы неуместны.

Но в этой внешней интеллигентности картины, обеспечиваемой талантами режиссера и актрисы, кроется и некоторый обман. Фильм кажется умнее, чем он является на самом деле. Мало кто из зрителей будет во время просмотра, да и после него, задумываться о социальном послании фильма, о его попытке заставить задуматься над тем, что же происходит с обществом, которое не может навести порядок на своих улицах.

Не хочется слишком умничать, но при всем при том, что я не делаю из «Отважной» некоего художественно-общественного откровения, фильм лично меня заставил задуматься о том, что, если верить в то, что история повторяется, обыватель, уставший от страха перед бандитами или террористами, может принять от властей предержащих идею ослабления и даже отхода от демократии во имя безопасности и экономической стабильности. Достаточно вспомнить Германию. Но когда вспоминаешь о том, что там произошло, надо не забывать и о том, что стражами нового порядка в первую очередь становятся те, кто готов мучить и убивать. То есть те же бандиты. Есть о чем подумать…

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

14.09.2007

www.voanews.com

***