Ночь сражений за цены. Открытие в Берлине гигантского магазина Media-Markt обернулось кошмаром
Открытие торгового центра Alexa превратилось в настоящее сумасшествие: 5 тыс. человек штурмом взяли торговый центр, разбив при этом дверь. Внутри толпа, оттеснив полицию, сметала с полок товары по супернизкой цене. Итог: 15 раненых, 10 тыс. евро ущерба.
Новый магазин Media-Markt: раненые, драки, осколки. Открытие торгового центра Alexa превратилось в настоящее сумасшествие. Руководство, похоже, не извлекло никаких уроков из проблем, возникших при открытии других филиалов
Женщина в платке стоит на коленях перед полкой, высотой в половину человеческого роста, загораживая руками гору из примерно 80 коробок с сотовыми телефонами. «Все мое!» – огрызается она в сторону подошедшего молодого человека. В ужасе он отдергивает руку. Пять евро за штуку, «для моих родственников», говорит женщина. Погоня за дешевизной – непростая работа, которую нужно было выполнить той ночью. Можно даже сказать, что это больше похоже на экстремальный спорт.
Вторник, около полуночи, Александерплац, Берлин. Должен быть открыт гигантский торговый центр Alexa, 54 тыс. квадратных метров торговых площадей, 180 магазинов. А в нем 4-этажный Media-Markt. «Самый по-свински большой в мире», – так, по крайней мере, говорилось на рекламных плакатах, появившихся в городе несколько дней назад. 5 тыс. человек штурмом взяли ограждение, выставленное перед торговым центром. Одна дверь была разбита, при этом многие пострадали. Внутри тысячи страждущих стучали в металлические жалюзи с требованием открыть.
Когда двери были открыты, толпа рванула по узкому проходу. Около половины первого ночи на подмогу спешили полицейские, облаченные в спецодежду. «Там, где сотовые, драка», – кричит полицейский своему напарнику. И впереди, около ограждения, ситуация накаляется. Мелькают кулаки. Но никто не хочет сдаваться, ведь цена за это слишком высока: кто-то другой сможет тогда отхватить последний ноутбук за 497 евро, 40-дюймовый монитор за 799 евро и X-Box за 249 евро. Media-Markt рекламировал свое открытие именно такими предложениями. «Освободи место, идет большая свинья», – доносилось из радиоприемника. Громкоговорители орали: «Откройте двери!»
Полпервого, абсолютный хаос. Толпа оттеснила неповоротливых, как шкаф, полицейских в сторону, один из них стоит у кассы ?4 и что-то кричит в мегафон. А ему в ответ раздается только улюлюканье и смех. Через двери протискивается пара сотен демонстрантов из «Гедонистического международного сообщества», которые хотят сказать свое «нет» обществу потребителей. Настоящее сумасшествие. Директор одного из отделов Media-Markt пытается сохранить лицо. «Мы не виноваты. Сами посмотрите: это отражение нашего общества!» Вообще-то подобное творится на каждом открытии. Женщина, вся в слезах, кричит ему: «Ну сделайте же что-нибудь, на входе сейчас что-то случится». «Что бы вы сделали на моем месте?» – с вызовом спрашивает господин в костюме. Женщину уже увлекла за собой толпа, но она пытается еще кричать через головы: «Ну конечно, главное, чтобы монетка звенела».
Эскалатор ломается, пара USB-устройств оказывается в обход кассы в карманах покупателей. И несмотря на это монетка звенит, при том что где-то в полвторого ночи металлические жалюзи закрываются, те, кто уже успел войти, могут спокойно отовариваться дальше, а те, кто остался снаружи, – только после пяти утра.
Остается еще один вопрос. Был ли сценарий «Штурма Media-Markt» следствием агрессивной кампании, которую проводил менеджмент компании? Нет, считает Михаэль Малесса, генеральный директор филиала. «Да, наши слоганы рассчитаны на внешний эффект, они громкие, и иногда мы даже перегибаем палку. Но чтобы закладывать в них риск для безопасности наших клиентов – я бы никогда этого не допустил». Он полагает, что головной менеджмент недооценил ситуацию вокруг Alexa. Однако сам менеджмент придерживается иного мнения: Сильвия Пешке из компании-инвестора Sonae Sierra считает, что причина хаоса лежит в самой толпе. «Ситуация обострилась тогда, когда ситуация в магазине вышла из-под контроля».
«Слишком мало полицейских», – критикует Бодо Пфальграф из немецкого профсоюза полицейских. Стоит ли за этим стратегия самого концерна, он пояснять отказался. Очевидным становится при этом то, что руководство концерна не извлекло никаких уроков из ситуаций во время открытия других филиалов. В феврале 2006 года дело дошло до беспорядков, после того как рэппер Bushido устроил раздачу автографов в Media-Markt на Панкштрассе в Веддинге (район Берлина. – Прим. ред.). Предварительный итог этой ночи: 15 пострадавших, около 10 тыс. евро ущерба.
*