Почти 90% российских выпускников ненавидят школу
По данным Института возрастной физиологии, подавляющее большинство выпускников вспоминают школу с отвращением, а шестилетние малыши категорически не хотят садиться за парту. Еще 15 лет назад о таком нельзя было и подумать. Школа не на словах, а на деле была вторым домом для большинства учеников. Учителя убеждены: в глазах ребят классы превратились в казармы из-за чрезмерных нагрузок и постоянной смены образовательных стандартов.
Шестилетние малыши со слезами идут в первый класс. Фото: ИТАР–ТАСС |
По данным ЮНЕСКО, в России порядка 2,5 млн. детей не посещают школу. Причем среди них встречаются не только ребята из неблагополучных семей. Из школы бегут даже дети вполне обеспеченных родителей. Специалистов это не удивляет, ведь с каждым годом учиться в России становится все тяжелее. Сегодня 90% выпускников вспоминают школу с негативными эмоциями. Более того, 80% дошколят не хотят идти в первый класс. Для сравнения: в советские годы 99% малышей просто мечтали пойти в школу. «Еще 15 лет назад ребята шли учиться с удовольствием, потому что помимо знаний школа была местом для общения со сверстниками, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Кроме того, там работали бесплатные кружки, где дети могли развивать свои творческие способности. В общем, система образования была нацелена на формирование полноценной личности. Не случайно учительница считалась «второй мамой».
По словам директора Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяны Безруких, причина такого негативного отношения к школе кроется в чрезмерных нагрузках. Будущих первоклассников успевают замучить учебой еще в детсадовском возрасте. А к 10-му классу большинство ребят начинают просто ненавидеть школу. «Обучение сегодня стало более интенсивным. Но способность к восприятию информации у детей осталась прежней. От этого несоответствия все беды», – отметила г-жа Безруких. «Многочисленные реформы в образовании привели к тому, что школа утратила свою главную функцию – воспитания», – добавляет г-н Комков.
Учителя со стажем признают, что школьники меняются на глазах. «Пропал прежний школьный дух, пропала семейная атмосфера, все теперь видят друг в друге конкурентов, – рассказала «НИ» преподаватель литературы гуманитарной гимназии № 1385 Алевтина Кобзарь. – За 11 лет можно устать от всего. Особенно, когда оценки становятся самоцелью. Раньше такого не было». Сами школьники, в свою очередь, винят во всем школьную программу. «Проблема в том, что у нас слишком много предметов и не хватает времени на общение друг с другом, – рассказала «НИ» ученица 10-го класса столичной школы № 1290 Анастасия Кузькина. – За 10–11 лет это настолько надоедает, что мы дождаться не можем Последнего звонка. Разрыв между знаниями, которые дают в школе, и требованиями при поступлении в институт очевиден. В итоге нам приходится не только осваивать школьную программу, но и тратить свободное время на дополнительные занятия».
Неудивительно, что при таком ритме жизни у психологов стремительно растет число пациентов школьного возраста. «Ко мне часто приходят старшеклассники со словами: «Когда же это закончится!» – рассказала «НИ» психолог Мария Стишова. – На психике детей больше всего сказываются монотонные занятия. Нужно разнообразить уроки. Детям в школе должно быть интересно. Этот интеллектуальный марафон никому не нужен. Все равно большую часть информации ребята не усваивают. Лучше вводить специализацию классов, где бы ребята изучали более интересные для них предметы или же проводить занятия в игровой форме. Когда 90% учеников негативно относятся к школе – это очень тревожный показатель».
***