Идею создания в Самарской области транспортно-консолидирующего центра местные власти вынашивают уже более десяти лет. Однако бизнес оценивает ее как футуристическую. Борис Ардалин: На осознании необходимости как можно скорее заменить совковые транспортно–экспедиционные отношения на рыночные. Сейчас логистика большинства региональных предприятий выстроена по принципам прошлого века.

Идею создания в Самарской области транспортно-консолидирующего центра местные власти вынашивают уже более десяти лет. Однако бизнес оценивает ее как футуристическую. А чиновники уверены, что его нужно было создавать еще вчера. Стратегия развития Самарской области предполагает кластерный подход. Одним из таких кластеров, на которых будет держаться экономика региона, власти обещают сделать транспортно–логистический.

Дороги, реки, мосты и само местоположение области способны обеспечить ей статус континентального центра, уверены чиновники. Правда, на это потребуется более 7 млрд рублей инвестиций, которые еще только предстоит найти. Но не дефицит ресурсов – главное препятствие в реализации этого мегапроекта, считает министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Борис Ардалин. Чтобы Самара стала евразийским консолидирующим центром, говорит он, надо сначала изменить представление о логистике на каждом региональном предприятии.

Замена отношений

Идея проекта транспортного консолидирующего центра (ТКЦ) появилась в Самаре в начале 90–х годов. С 2003 года начали разрабатывать его концепцию, но до сих пор проект находится в работе. К нему уже с самого начала многие относились скептически, а за долгие годы подготовки и поиска инвесторов такие настроения только усилились. Тем не менее область от идеи сделать Самару центром транспортных потоков не отказывается. На чем основана ваша уверенность в жизнеспособности проекта?

– На осознании необходимости как можно скорее заменить совковые транспортно–экспедиционные отношения на рыночные. Сейчас логистика большинства региональных предприятий выстроена по принципам прошлого века.

Спасти перевозчика

Логистика – это не просто инфраструктура, но и сами компании, которые занимаются складами, перевозками. Самарская область недавно едва не лишилась одного из своих главных логистических операторов – крупнейшей российской компании в области речных перевозок «Волготанкер». Недавно на предприятии была введена процедура внешнего наблюдения. Как дальше будут развиваться события?

– Проект ТКЦ подвиг нас к тому, чтобы искать вариант реанимации «Волготанкера». Весной мы инициировали приезд в Самару Игоря Левитина, министра транспорта РФ, чтобы обсудить проблемы пароход­ства с областным правительством. Было принято решение вынести этот вопрос на мор­скую коллегию Минтранса. Мы настаивали на том, что флот «Волготанкера» нужен России и что его нельзя распродавать по частям. Наша позиция нашла поддержку, весной же было подписано решение реанимировать предприятие через процедуру банкротства и увеличить долю государственной собственности в нем.

Еще один из главных логистических операторов области – аэропорт Курумоч. Он единственный из поволжских аэропортов вошел в систему узловых аэропортов–хабов, разработанную Минтрансом. Какова его роль в логистической системе Самарской области?

– Перспективы Курумоча связаны в первую очередь с пассажирскими перевозками. Он должен стать узловым для Поволжья аэропортом, из которого можно будет улететь в любую точку земного шара. Это тоже фантастично, считаете? Но ведь недавно казалось фантастикой улететь из Самары в Европу, а теперь в течение дня отсюда можно добраться в 12 европейских городов. Надеемся, что, реализовав проект реконструкции аэропорта, мы найдем перевозчика на Азию и на Америку, и Курумоч сможет предложить полеты с любой географией.

Пожалуй, еще более фантастично организовать внутрирегиональные авиамаршруты. Возможно ли возродить советскую систему авиаперевозок, когда из Самары можно было улететь в Казань, Нижний Новгород, Уфу?

– Как раз сейчас работаем с Курумочем в этом направлении. Но анализ показывает, что люди больше настроены приехать в хаб железной дорогой. Поэтому мы пытаемся в программу развития ОАО «РЖД» до 2030 года включить проекты строительства скоростных дорог Ульяновск–Самара, Пенза–Самара, Саратов–Самара, чтобы можно было за час добраться до аэропорта.

Это позволит загрузить аэропорт?

– Да, ведь для этих регионов будет один хаб. Сейчас в качестве таковых работают московские аэропорты, в которые летят из Поволжья, чтобы затем отправиться дальше. Предложив развитую маршрутную сеть по всему миру, Курумоч мог бы стать таким вот столичным аэропортом для ближайших регионов.

Подробнее в публикации журнала «Эксперт»

«Эксперт Волга» №33(73) / 10 сентября 2007

***