В этом году Рош ха-Шана — еврейский Новый год выпадает на 13 и 14 сентября. В переводе с иврита Рош ха-Шана означает «Глава года». Согласно еврейской традиции счет лет ведется от Сотворения мира.

Как отмечается в поздравлении Главного раввина России Адольфа Шаевича, «в этот день 5768 лет назад Вс-вышний создал первых людей — Адама и Хаву. Тем самым завершились шесть дней Творения. Накануне седьмого дня — Шабата (Субботы) первые люди успели согрешить, вкусив запретный плод и в тот же день они были судимы Б-гом и изгнаны из Ган- Эден (Райского сада). Поэтому Б-г на все последующие поколения установил Рош ха-Шана началом суда, который длится 10 дней и завершается в Йом Кипур. На этом Суде рассматривается поведение всех людей в мире и всех стран за прошедший год , определяется их судьбы на год предстоящий. Эти десять дней называются Днями Раскаяния и являются последним шансом человека улучшить свою судьбу в наступающем году. В древних книгах сказано, что праведники в первый же день удостаиваются благоприятного решения, поэтому только в начале праздника евреи желают друг другу: «Ле шана това тикатев ве техатем!» — «Да будешь ты записан на хороший год!»

В молитвах евреи называют Рош ха-Шана Днем трубления в шофар и днем Памяти. Шофар — специально изготовленный бараний рог (подходят и рога некоторых других животных). Трубный звук шофара символизирует напоминание преданности праотцов Авраама и Ицхака Вс-вышнему. Также шофар ассоциируется с Синайским Откровением, когда евреи приняли Тору под звуки рога. С другой стороны, звук шофара, как это было принято у древних, является сигналом опасности. В данном случае он напоминает о Суде, будит души к раскаянию. Трубят в рог специальным образом, в течении молитвы происходит около 100 трублений. Специфическим обычаем праздника является «Ташлих». Этот обряд происходит на берегу водоема, где верующие просят Творца утопить их грехи в «бездне вод».

Самым популярным пожеланием в Рош-а-Шана является фраза: «Шана това ве мэтука», — «Хорошего и счастливого(«сладкого») года!». На праздничной трапезе обычно присутствуют яблоки и мед — символ благополучного и «сладкого» года. Кроме них употребляют в пищу и другие «симаним». Это также символические блюда, которые ассоциируются по своему названию или виду с удачей и преуспеванием. Полагается окунать хлеб в мед. На столе должны отсутствовать горькие, соленые или кислые блюда. Не принято есть орехи.

Рош -а-Шана напоминает людям о любви к ближнему, взаимной ответственности, долгом перед Творцом. Он требует исправить недостойные поступки, призывает к духовной чистоте, совершенству. Вместе с тем праздник насыщен верой во всесилие и щедрость Б-га».

В послании по случаю праздника Главный раввин России Берл Лазар отмечает, что поступки существа, наделенного свободой выбора, «имеют тем большее влияние, чем больше у этого существа сил».

«Сейчас мы видим, какие далеко идущие последствия имеет творимое людьми зло. Волны от каждого злодеяния распространяются по всему миру, хотя иногда мы обнаруживаем это не сразу и даже с большим запозданием. Но мы верим, что добро сильнее зла, потому что за добром всегда стоит Бог», — приводит «Интерфакс» текст поздравления Б. Лазара.

В Московском еврейском общинном центре (МЕОЦ) торжества, посвященные Новому году, начнутся 12 сентября вечером. Здесь состоится праздничный концерт с участием мужского еврейского хора «Хасидская капелла». Собравшихся поздравит с праздником Б. Лазар, сообщает «Интерфакс». После этого прихожане центра зажгут свечи и прочтут Молитву года.

22 сентября иудеи отметят Йом-Кипур, или День искупления. В еврейской традиции это самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Он является завершением т.н. десяти дней покаяния, во время которых, как считают верующие, окончательно решается судьба человека в наступающем году (днем первичного ее определения традиционно считается еврейский Новый год).

Талмуд в Йом-Кипур предписывает «никакой работы не делать» и «изнурять душу», так как «это день искупления… пред Господом». «Изнурение души» подразумевает пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Отменить их может только опасность для жизни. Йом-Кипур по правилам еврейского календаря никогда не приходится на пятницу или воскресенье.

В то же время Йом-Кипур — это не день траура, а день радости, один из самых главных в году. Поэтому накануне праздника и по его завершении устраиваются особые праздничные трапезы.

Торжества, посвященные Йом-Кипуру, начнутся в МЕОЦ 21 сентября вечером. Прихожане в еврейском обрядовом облачении соберутся в молельном зале и будут зажигать свечи — по одной за каждого члена семьи и еще одну — за души усопших родственников.

www.newsru.com

*