Из серии «Беседы с профессионалом»     С первых лет дети включены в бешеный ритм «взрослой» жизни, непрерывную гонку за достижениями. Английский язык, плавание, изостудия, школа верховой езды… В результате, успевая все, они зачастую не успевают главного — понять свои желания.

(Фото: Новые Известия)

О том, как сделать свою жизнь и жизнь собственного ребенка легче, обозреватель Медиа Группы «Ваш выбор» Ольга Петропавловская беседовала с психологом Екатериной Кармаевой.

Психолог Екатерина Кармаева: Расписание — не догма, а лишь канва для рисунка жизни.

Когда у 5-летней Маши, дочери моей подруги, выпал первый молочный зуб, она горько расплакалась. Родители пытались ее успокоить: «Это же здорово! Значит, ты совсем скоро станешь взрослой». «Не хочу быть взрослой, — рыдала девочка. – Не хочу до ночи работать, как вы!». С каждым годом, похоже, детство становится все более взрослым?

Екатерина Кармаева, психолог: Недавно ко мне на прием папа привел тринадцатилетнего сына: «Он бросил все. Андрей занимался музыкой и карате, неплохо играл в шахматы, а тут вдруг заявил, что ничего больше делать не хочет и год будет лежать на диване». В одной знакомой семье девятилетние близнецы Катя и Данила (школа, английский, немецкий, танцы, плавание и театральная студия) по воскресеньям не дают прохода родителям: «Мама, нам скучно. Папа, скажи, что бы нам поделать?». Сегодня все больше детей оказываются заложниками взрослой системы ценностей. Желая дать своим детям как можно больше, родители так тщательно планируют их время, что не оставляют им ни секунды на собственные желания, а значит, на игры и мечты.

Получается, детям необходимо бездельничать?!

Екатерина Кармаева, психолог: Время, когда они ничем не заняты, необходимо им для развития души. Играя и мечтая, ребенок познает мир. Но помимо этого в игре он учится чувствовать время, а без этого чувства любое расписание навсегда останется для него пустой формальностью. Дело в том, что у взрослых и детей время течет… с разной скоростью. Обменные процессы в организме ребенка происходят очень быстро, а это означает, что каждый его час более наполнен событиями, чем час взрослого. С возрастом обменные процессы замедляются, и мы ощущаем, как наше время начинает бежать все быстрее. Кроме того, для многих детей до 12 категории будущего и прошедшего времени просто лишены смысла. Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал: только к этому моменту мозг детей созревает настолько, что они приобретают способность мысленно соотносить прошлое, настоящее и будущее.

Невозможно эффективно использовать свое время, если пренебрегать естественными паузами, предусмотренными природой: за вдохом следует выдох, после шторма наступает штиль.

Но избыток свободного времени у ребенка многим родителям кажется опасным: «Если он (она) будет слоняться без дела, начнутся проблемы: перестанет учиться, попадет в дурную компанию, отвыкнет работать…»

Екатерина Кармаева, психолог: Боясь «лишней» свободы, мы заставляем детей жить в жестоком режиме, где нет места свободному дыханию. Если у ребенка жизнь расписана по минутам, у него не остается и получаса в день на внутренний диалог с самим собой. А именно в нем и развивается личность человека: он учится осознавать свои желания, выясняет свои приоритеты, выстраивает свою систему ценностей. Конечно, мы все довольно жестко встроены в расписание, это наша реальность, и ее не отменить. Но расписание все же не догма, а лишь канва для рисунка жизни. Иногда не торопясь пройтись по парку гораздо важнее с точки зрения развития души, чем занятия по кун-фу или даже урок музыки.

Вы ведь не хотите, чтобы жизнь детей превратилась в бесконечную гонку с препятствиями. Поэтому так важно научить их наслаждаться передышками и ощущать внутреннюю свободу. Попробуйте проявить немного гибкости: разрешите им иногда пропустить уроки в школе или занятия в секции. Детям, как и нам самим, необходимо время для созерцания и общения, причем не только с родителями и друзьями, но и с самими собой.

Многим знакома эта сцена: раннее утро, мама пытается одновременно закончить дела по дому, выпить чашку чаю, быть может, первую и последнюю за день, и помочь сыну или дочке собраться в детский сад или школу. В этой ситуации удержаться от фраз «Давай быстрее! Не копайся!» непросто.

Екатерина Кармаева, психолог: Но ребенку еще труднее: он не понимает смысл происходящего. Почему его так торопят? Почему нельзя досмотреть сон? Почему сердится мама? Образуется порочный круг: малыш начинает нервничать, темп сборов окончательно падает, и мама раздражается еще больше.

В чем же проблема?

Екатерина Кармаева, психолог: Каждый процесс можно разделить на три этапа. Сначала мы ориентируемся в ситуации, потом начинаем двигаться к цели и наконец анализируем и усваиваем полученный опыт. В отношениях с ребенком проблема чаще всего в том, что взрослый зачастую «проскакивает» первый этап: он-то уже сориентировался и начал действовать, а теперь подгоняет ребенка, забывая, что тот отстает от него на шаг.

Все мы, а дети особенно, не любим совершать действия, смысла которых не понимаем. Для ребенка, вынужденного постоянно подчиняться никак не аргументированным требованиям взрослых, время – непостижимое и почти всегда враждебное – становится источником постоянной тревоги. И самый простой способ избавиться от нее – механически исполнять команды старших, стараясь как можно меньше вникать в их суть. Ребенок, которого все время торопят и мало объясняют причины спешки, привыкает подчиняться обстоятельствам и даже не пытается планировать свое будущее: все равно оно зависит не от него. Есть риск, что, повзрослев, такой ребенок с трудом сможет принимать самостоятельные решения.

Дайте несколько рекомендаций родителям первоклассников. Как собираться в школу, когда учить уроки…

Екатерина Кармаева, психолог: Будите ребенка спокойно, ласковым голосом. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам, даже если «вчера предупреждали». Старайтесь рассчитать время на сборы, учитывая характер и привычки вашего ребенка. Обязательно позавтракайте перед школой. Провожайте не предупреждением «Без пятерок не возвращайся!», а пожеланием «Удачного дня!». Прежде чем приступить к выполнению домашних заданий, дайте ребенку отдохнуть часа два. Делая уроки, каждые 20 минут устраивайте перерыв. Приучайте ребенка к самостоятельной работе, но если он попросит вашей помощи, найдите для этого время. И… общайтесь не только на «школьные» темы. Активно обсуждайте с ребенком его мечты и желания, рассказывайте ему о своих. Ходите с детьми на концерты, выставки, берите их с собой на спортивные занятия и в книжные магазины – одним словом делитесь с ним тем, что вам самим очень нравится, что вас интересует.

*