Американские и датские учёные во главе с Чарльзом Уэшлером (Charles Weschler), химиком из университета медицины и стоматологии в Нью-Джерси (University of Medicine and Dentistry of New Jersey), провели исследование и выяснили, что когда у человека в самолёте во время полёта начинает болеть голова и появляется ощущение сухости в глазах, винить нужно вовсе не вентиляционную систему самолёта.

Путешествие даже в комфортном салоне может привести к весьма дискомфортным ощущениям — недомоганиям на борту (фото AP).

Первопричиной является взаимодействие жиров нашей кожи и озона, которого значительно больше в верхних слоях атмосферы и который попадает в салон.

Данное исследование, детально описанное в журнале «Экологическая наука и технология» (Environmental Science & Technology), возможно, увеличит комфортность дальних рейсов.

Для того, чтобы понять суть происходящих процессов, учёные имитировали 4-х часовой полёт на макете самолёта для двух групп волонтёров (16 женщин). В течение «перелёта» воздух в кабине менялся, как в реальных условиях (то есть изменялась концентрация озона, а также исследователи изменяли скорость воздухообмена в кабине).

В результате выяснилось, что повышенные уровни озона вызывают усиленные реакции с участием кожных жиров, приводящие к появлению в воздухе салона таких веществ, как ацетон, каприновый альдегид, муравьиная и уксусная кислоты и других. Именно они и вызывают головные боли, раздражение слизистых оболочек (в частности, носа и глаз) и прочие неприятные ощущения при перелёте.

Причём своим появлением они обязаны таким соединениям, как сквален и олеиновая кислота, присутствующим на коже, волосах и одежде человека.

Учёные планируют провести дополнительные исследования, чтобы понять связь между этими побочными продуктами и возникающими негативными симптомами. Если эта связь будет полностью доказана, то «надо будет сделать не так много, чтобы ограничить их появление», — говорит Уэшлер.

Например, можно эффективнее разлагать озон внутри вентиляционной системы самолёта, что позволит значительно снизить его концентрацию в воздухе салона. Особенно это актуально для самолётов с маленьким салоном. Уровень озона в таких самолётах может превышать не только предельно допустимый, но, к примеру, и уровень приземного озона, в центрах больших городов в самые неблагоприятные дни.

MEMBRANA

***