Христианский мир готовится к самому главному празднику — Пасхе, которая наступит в ночь на воскресенье. Вот уже две тысячи лет на Пасху происходит чудо: в храме, построенном на месте, где был распят и воскрес Христос, чудесным образом появляется огонь, от которого самопроизвольно зажигаются свечи и лампады.

В этом году Пасха празднуется и католиками и православными в один день. В субботу днем в одно и то же время все православные церкви примут участие в общей молитве о мире на иерусалимской земле. После этого верующие будут ждать совершения в Иерусалиме одного из самых удивительных христианских чудес, которое на протяжении столетий происходит каждую субботу накануне праздника Воскресения Христова — сошествия благодатного огня.

Свист и гиканье, барабанный бой и громкие крики — так православная арабская молодежь молится о сошествии благодатного огня. Без этого, если верить преданию, одно из самых знаменитых христианских чудес не происходит.

Каждую субботу перед Пасхой в храме, возведенном на месте, где умер и воскрес Христос, казалось бы, из ниоткуда появляется огонь. В его чудесных свойствах могут убедиться тысячи паломников, которые собираются каждый год под Пасху в Иерусалиме. Президент московского общественного фонда святого апостола Андрея Первозванного Александр Мельник уже больше шести лет ездит в Иерусалим на чудо Благодатного огня:

«Первые несколько минут этот огонь не жжет. Языки пламени проходят через ладонь. Это холодная плазма практически. Им можно умыть руки, лицо, бороду», — рассказывает он.

Это одно из самых очевидных и в то же время противоречивых чудес в истории Христианства. Собственно о самом сошествии благодатного огня каждую субботу перед Пасхой в храме гроба Господня в Иерусалиме сейчас не спорят.

Те, кто верит, воспринимают это как чудо, те же, для кого одной веры недостаточно, позволяют себе сомневаться. Историк религии, профессор Андрей Зубов говорит, что это чудо особенно отвечает настроению Пасхи — праздника Воскресения Христа:

По его словам, «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Он низводит истинный и чистый огонь на землю, чтобы человек в огне своей веры смог взойти на небо. Этот огонь имеет образ дара».

Испытание на прочность

Другое дело, что чудо это на протяжении веков служило не только прославлению христианской веры, но и испытывало ее на прочность. Два года назад представители иерусалимской православной и армянской церквей поспорили о своей роли в церемонии благодатного огня, и дело дошло до рукоприкладства. Год спустя министру по делам Иерусалима Натану Щаранскому верующих с трудом удалось примирить.

Как вспоминает Щаранский, «сотрудничества между церквями нам удалось добиться только тогда, когда мы заявили, что если вы не договариваетесь, то мы ограничиваем вход, и вместо десяти тысяч будет по триста человек, представителей обеих церквей. И все. И наши полицейские будут внутри конгтролировать все».

«Мы не допустим драки ни между архиепископами, ни между мобилизованными активистами обеих церквей. Только после этого было достигнуто минимальное согласие», — сказал израильский министр.

Споры возникают не только вокруг самого чуда, но и места. Где оно происходит. Храм поделен между шестью христианскими церквями и периодически предпринимаются попытки пересмотреть существующий статус-кво, что, естественно, приводит к конфликтам. Однако, как считает Андрей Зубов, это противостояние не омрачает самого чуда:

«Из-за спора о том, кому должны принадлежать ключи от храма Гроба Господня, началась Крымская война. Компрометирует ли это идею Воскресения Христова? Компрометирует ли это страдания Христа, искупающего грех человеческий? Нет, конечно», — считает он.

Люди очень часто использовали святыню как политическое средство, а это величайшая беда, которая и приводит к войнам и конфликтам

Андрей Зубов, историк

«Это просто говорит о том, что люди очень часто использовали святыню как политическое средство, а это величайшая беда, которая и приводит к войнам и конфликтам», — полагает Зубов.

Огромный храм Гроба Господня бывает заполнен тысячами паломников. Под его куполом и Голгофа, на которой был распят Спаситель, и гробница, в которой он воскрес.

Люди стоят в страшной давке. Растет напряжение. Долгие часы в толпе нелегкое испытание даже под сводами храма. Иногда вспыхивают стычки. Люди борются за места, откуда им лучше всего видна «кувуклия» — часовня, в которой и должно произойти чудо. Александр Мельник говорит, что в этом нетерпеливом и порой буйном настрое есть определенная традиция.

По его словам, «праздник должен быть очень бурным. И в связи с этим сложилась традиция экзальтированного выражения чувств».

«В прошлом году один греческий священник бросился в толпу разбираться. Израильские полицейские его держат, греки, с одной стороны, армяне — с другой. Летят клочья, одежда. Он выходит, поправился и говорит: «Ну, все, слава Богу!» Они очень быстро отходят», — вспоминает Мельник.

Иерусалим остается центром, как мировых религий, так и мировых конфликтов. Постоянные обращения о мире на Святой земле звучат в заявлениях лидеров всех мировых религий и христианских церквей.

В эту субботу православные всего мира примут участие в молитве о мире в Иерусалиме, которую организовывает фонд Андрея Первозванного. В прошлом году через неделю после такой же молитвы был принят план мирного урегулирования «Дорожная карта». Только вот до наступления мира пока далеко.

Илья Архипов

Би-би-си

BBC.MMIV

*