На языке IT-специалистов правильнее было бы говорить не об электронном правительстве, а об интернет-сервисах, позволяющих гражданину (или организации, например предприятию) заказывать государству те или иные услуги. Скажем, изготовление паспорта или регистрацию брака. Ради оказания такого рода услуг государство, собственно, и существует.

Как и всякий информационно-технологический продукт, электронное правительство лучше один раз увидеть, чем сто раз о нем услышать. Если хотите составить личное впечатление о e-Government, зайдите на один из сайтов самого, пожалуй, продвинутого в отношении онлайн-сервисов государства мира (www.ecitizen.gov.sg, на английском языке) и посмотрите, что гражданин Сингапура вправе потребовать от своей бюрократии, не вставая из-за компьютера. К его услугам, например, тщательно спроектированные и отлаженные процедуры подачи заявки на оформление брака. Предусмотрены все возможные обстоятельства в любом их сочетании, как и положено в хорошей системе обработки данных. Учитываются возраст, вероисповедание, наличие предыдущих браков и т.д. Видно, между прочим, что семья в Сингапуре — реальная ценность, к которой стремится множество граждан: время для свадебных церемоний расписано на много недель вперед. Аналогичные скрупулезно выстроенные процедуры действуют в отношении услуг системы здравоохранения, образования и службы занятости, покупки автомобиля. Специальный раздел для гостей Сингапура никаких автоматизированных процедур, подобных предусмотренным для граждан страны, не содержит, однако исчерпывающе информирует туристов, студентов и соискателей работы о правилах въезда, выезда и пребывания.

Цель создания e-Government состоит прежде всего в удобстве государственных сервисов для гражданина. Поэтому создание электронного правительства не сводится к автоматизации документооборота внутри бюрократической машины.

«Государство должно заимствовать опыт участников рынка, а человек не должен стоять в очередях». Это заявил на августовском заседании правительства, рассмотревшем вопрос о создании E-Government в России, министр информационных технологий Леонид Рейман. Он говорил также об «одном окне», имея в виду, что место обращения к государственным сервисам не должно зависеть от того, какое именно ведомство тот или иной сервис обеспечивает. Предпосылки успеха Мининформсвязи видит в «стремительном сокращении» отставания России от развитых стран по распространению и доступности компьютеров и систем связи, Интернета прежде всего. Компьютер сегодня есть в каждой четвертой семье, и 85% государственных служащих также работают за компьютерами.

Создание электронного правительства будет начато с предоставления доступа к информации о государственных сервисах. Будут сформулированы требования к работе государственных сайтов и составлен реестр государственных услуг, доступный на федеральном интернет-портале и в специальном call-центре. Прежде чем государство станет оказывать услуги в интерактивном режиме, будут опубликованы бланки документов. К 2010 году государство будет в состоянии оказать онлайн десять социально значимых услуг (каких именно, определится в начале будущего года). Для сравнения: точно такой же план существует и у Евросоюза, где в 2010 году также намерены реализовать десять онлайн-сервисов — шесть для граждан и четыре для бизнеса.

Оставляя в стороне обсуждение неэффективности отечественной бюрократии и ее феноменальной недоброжелательности по отношению к гражданину, в частности, отметим только технические моменты, имеющие значение в связи с задачей создания e-Government к 2010 году. Например, необходимость обеспечить на практике возможность использования электронной подписи. Архитектор отраслевых решений компании SAP C.I.S. Станислав Пречистенский говорит о том, что именно по этой причине оказание интерактивных услуг населению сейчас невозможно. Кроме того, требует корректировки закон о персональных данных (в нынешнем виде он препятствует созданию онлайн-процедур ввода паспортных данных). По словам г-на Пречистенского, первоочередные задачи электронного правительства — предоставление наиболее востребованных онлайн-услуг по регистрации браков и выдаче паспортов.

Менеджер государственных программ IBM Восточная Европа/Азия обращает внимание на то, что для успеха e-Government необходимо обеспечить доступ к Интернету как минимум 50% граждан.

"Время новостей"

***