Фестиваль «Новое британское кино», стартовавший в Петербурге, переместился в Москву. Для открытия был выбран фильм «Девушки с календаря» – самая успешная британская комедия года с легким оттенком скандальности. Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Действие происходит в небольшом городке в Йоркшире, а населяют картину исключительно женщины, которым сильно не только за тридцать, но и за пятьдесят, и выглядят они совсем не как Катрин Денев или, возьмем наш положительный пример, Зинаида Кириенко. Нерастраченную энергию тетушки вкладывают в заседания Женского института, очень напоминающего женсоветы советских времен. Они, правда, не рассматривают жалобы брошенных жен, зато выпускают календари с кулинарными рецептами, огородными рекомендациями и прочей дребеденью.

После того как у одной из героинь умирает от рака муж, женщины решают заработать немного денег для бедной местной больницы; для этого надо выпустить коммерческий календарь, снявшись для него обнаженными. Ну не совсем обнаженными, но все-таки сделав достоянием общественности часть своих женских прелестей. Успех этой концептуальной акции превосходит все ожидания, а провинциальные кумушки становятся звездами Голливуда.

       Самое любопытное, что эта история, в отличие от наших «Старых кляч», одного из последних фильмов Эльдара Рязанова, не придумана, а взята из действительности. И женщины, и календарь на самом деле существуют, а последний даже побил по количеству продаж календари с Синди Кроуфорд и Бритни Спирс. Такое чудо возможно, разумеется, только в испорченном западном мире. Хотя и там еще недавно казалось, что в культуре, целиком ориентированной на молодежный стандарт, у пожилых «девушек» нет никаких шансов.

       Между тем это впечатление, создаваемое модной рекламой и шоу-бизнесом, поверхностно. Общество в богатых странах стремительно стареет: возраст среднего японца скоро перевалит за пятьдесят, его догоняют средний итальянец, американец и средний француз. Даже молодежно ориентированная индустрия вынуждена перестраиваться на новых потребителей, а те, кто не хочет перестраиваться, как, скажем, джинсовая империя Levi Strauss, вынуждены закрывать свои предприятия. Остряки пророчат успех таким изобретениям, как мобильники с особо чувствительными кнопками для пораженных артритом рук. Впрочем, старость совсем не обязательно означает болезнь. Люди за пятьдесят, и эта цифра все время растет, становятся главными потребителями дорогих автомобилей, компьютеров, спортивных, туристических и сексуальных услуг, а молодежи остается роль обслуживающего персонала.

       Все это, несомненно, имел в виду режиссер Найджел Коул, снимая «Девушек с календаря». До этого он поставил мелодраму «Ночь девушек», где слово girls тоже служило эвфемизмом для обозначения гораздо более почтенной возрастной категории. В том фильме от рака умирал не муж, а сама героиня, ее играла Бренда Блетин, а ее бойкая подружка (Джули Уолтерс) вывозила больную в Лас-Вегас, чтобы та смогла достойно прожить последние деньки. Госпожа Уолтерс играет и в новом фильме; вместе с Хелен Миррен они лидируют в коллективе актрис, которые предстают во всем блеске комедийных красок, не переходя той грани, за которой начинается безвкусица.

       Можно сколько угодно издеваться над старческими телами и сомнительными проектами, но героини почему-то не выглядят жалкими. Может быть, потому, что фильм собирает в Европе и Америке полные залы. А может, поэтому и собирает. Прообразом таких залов стала Piazza Grande на фестивале в Локарно, где «Девушек» на одном дыхании смотрели 12 тыс. человек, среди которых были президент Швейцарии и канцлер Германии. В России, впрочем, картина будет выпущена только на видео: в нашем молодом обществе увлечение супермоделями пока не имеет альтернативы.

Газета «КоммерсантЪ» №65(2904) от 10.04.04

Фото: ZUMA PRESS

"КоммерсантЪ"

*