Из серии «Настроение»     Я сижу за рулем и наблюдаю в зеркало за идущей позади машиной. Мигает огонек слева, машина прямо-таки захлебывается от нетерпения. Водитель только и ждет случая, чтобы меня обогнать; он стережет этот миг, как ястреб стережет воробья. Мой муж говорит: «Каждые пятьдесят минут на дорогах Самары кто-нибудь да погибает. Ты только посмотри на придурков, что снуют вокруг нас. А ведь те же самые люди осторожничают сверх меры, когда у них на глазах грабят кого-то в темном переулке. Однако за рулем им не страшно!».

Скорость – это разновидность экстаза, подаренная человеку технической революцией, — такое определение дал Милан Кундера в одном из своих «французских» романов. Бегун никуда не может деться из собственного тела; ему хочешь не хочешь приходится думать о своих мозолях и одышке; на бегу он чувствует свой вес, свои года, с особой остротой ощущает самого себя и время своей жизни. Все меняется, когда человек передоверяет фактор скорости машине: тело его тут же выходит из игры, и он целиком отдается внетелесной, нематериальной, чистой скорости, скорости как таковой, скорости-экстазу. Человек за рулем может сконцентрироваться только на очередной секунде своей гонки; он цепляется за клочок времени, оторванный и от прошлого, и от будущего; он выдернут из непрерывности времени; он вне его; иначе говоря, он находится в состоянии экстаза, он ничего не знает ни о своем возрасте, ни о своей жене, детях, заботах и, следовательно, ничего не боится, ибо источник страха – в будущем, а он освобожден от будущего, и ему нечего бояться.

«Пробки от населения принимаются по телефону…», — звучит голос по радио. Что предполагает возможность выбора маршрута объезда. На самом деле альтернативы нет. Застрявшие водители прекрасно знают, что соваться на другие магистрали бессмысленно, там все то же самое. Прибытие в пункт назначения откладывается для кого-то на несколько часов, а для кого-то уже навсегда…

Еще одна трагедия на дороге. «Скорая помощь», протокол гаишника, эвакуатор и эффект «зависания», как его называют психологи, — когда проезжающие мимо автомобилисты заглядываются на груду железа на асфальте, еще недавно бывшую… уже не разобрать чем.

К трагедиям тоже привыкают. Мало ли ДТП происходит на наших городских дорогах? К сожалению, много. Слишком много. По статистике в летний сезон их становится больше. Но количество аварий на минувшей неделе, похоже, внесет коррективы в ставшие привычными факты.

Скорее, еще скорее! На новом покрытии Московского шоссе меньше 100 уже ехать не хочется. Становится наплевать и на ПДД, и даже на здравый смысл. Инстинкт самосохранения у многих водителей выключается напрочь, уступая место стадному рефлексу: другие по встречной – и я по встречной, другие по обочине – а я чем хуже. Как же так, кто-то едет, а я стою? Нашли дурака! Ну и что с того, что опасно? Врешь, не возьмешь…

Вот и гибнут автомобилисты и их пассажиры с завидным постоянством утром и вечером, по понедельникам и пятницам, летом и осенью. На Московском большое движение…

P. S. …Почти каждый день я прохожу мимо автостоянки на углу Революционной и Московского шоссе. Недавно там появилась машина, пережившая аварию. Искореженный капот и лобовое стекло с двумя странными круглыми вмятинами изнутри. Не сразу понимаешь, что это следы от удара головой. Судя по всему, те, кто сидел в машине, очень любили скорость и мало – жизнь.

Текст: Ольга Петропавловская,

обозреватель Медиа Группы «Ваш выбор»

Фото: Александра Калядина

*