Проблема кукол Барби в средней полосе
На следующей неделе, с 12 по 16 апреля, состоится финал конкурса «Мисс Вселенная: Россия», победительница которого будет представлять нашу страну на «Мисс Вселенной» в Эквадоре. Однако самая нестандартная участница этого конкурса, москвичка Алена Писклова, не будет участвовать в финале — хотя именно эта девушка стала победительницей отборочного тура по результатам интернет-голосования.
Согласно официальной версии, дорога в финал оказалась для Алены закрыта вовсе не потому, что некоторые издания назвали ее «страшилой» и «Масяней» за совершенно «немодельные» параметры (рост — всего 164 см, а вес — целых 60 кг). Нет, Писклову «отшили» с гораздо более культурным объяснением: ей оказалось всего 15 лет, в то время как в конкурсе можно участвовать лишь с 18-ти. Компания Rambler уже поспешила поздравить девушку с утешительным «Призом зрительских симпатий», и после это вся активность народного движения в поддержку Алены стала затихать.
Казалось бы, на этом веселую историю о «нестандартной красавице» можно было бы и закончить, признав ее то ли удачной шуткой, то ли грамотным пиар-ходом, то ли просто типичным всплеском активности заскучавшей интернет-общественности, которая всегда готова поддержать протест против чего угодно, просто «ради тусовки». Однако, по нашему мнению, шумный скандал вокруг «девушки-Масяни» обоснован более серьезными причинами, позволяющими сделать интересные выводы о здоровье нашего общества в целом — и о том, что будет с этим здоровьем дальше.
Конкурсы красоты как пропаганда дистрофии
Еще в 2000 году группа американских диетологов, проанализировав параметры всех «Мисс Америк» за всю 78-летнюю историю этого шоу, пришла к выводу, что физические параметры этих красавиц в последние годы все чаще соответствуют критериям дистрофии.
Для оценки ученые использовали один из вариантов массо-ростового показателя (соотношение массы тела женщин и их линейного роста). Как показал анализ, в первые десятилетия конкурса этот показатель практически всегда укладывался в нормальный диапазон (20-25), однако во второй половине века соотношение стало неуклонно приближаться к критической отметке 18,5. Последняя, согласно критериям, разработанным экспертами Всемирной организации здравоохранения, уже однозначно соответствует дистрофии.
Эксперты, опубликовавшие эти данные, заявили также, что сохранение этой нездоровой тенденции прочно укрепит в массовом сознании откровенно патологические представления о женской красоте и обернется серьезными проблемами для миллионов женщин.
Аналогичные проблемы замечены и в других странах. Так, согласно опросу британского журнала REAL, три четверти жительниц Соединенного королевства недовольны своей фигурой, 71% — весом, а 60% заявили, что размышления о собственном теле приводили их к депрессии. При этом отношение веса к росту у более чем половины из опрошенных не выходило за пределы нормы! Тем не менее, 84% опрошенных женщин без излишнего веса хотели бы весить в среднем на четыре килограмма меньше. Как отмечают эксперты, это связано с тем, что многие англичанки считают идеалом для подражания топ-моделей и актрис, которые, как правило, имеют значительный дефицит массы тела.
Вполне естественно, что интерес к похуданию подогревает и косметологическая индустрия: благодаря рекламной обработке многие женщины соглашаются на первые попавшиеся процедуры и диеты, не зная, что коррекция фигуры или лечение целлюлита должны быть индивидуальными. А такая неразборчивость, в свою очередь, приводит к новым депрессиям из-за вновь набранного веса.
С точки зрения мужчин и экономики
«Ну ладно, — скажет иной скептик. — Допустим, для женщин Алена Писклова стала символом протеста против всей этой надоевшей борьбы с лишним весом. Но ведь женщины стараются похудеть, потому что так они больше нравятся мужчинам».
Однако и это не совсем верно. В прошлом году группа американских исследователей под руководством физиолога Терри Петтиджона установила связь между степенью худобы моделей и состоянием экономики страны. Изучив фотографии «девушек года» в выпусках журнала Playboy с 1960 по 2000 год, исследователи выяснили, что во время кризисов экономики США мужчины предпочитали женщин более крепкого телосложения, а хрупкими и изящными женщинами увлекались тогда, когда экономика стабилизировалась. В частности, Анна Николь Смит, самая полная из «моделей года» журнала Playboy, получила этот титул в 1993-м, который считается социологами и экономистами одним из самых неудачных в новой истории США.
«Проще говоря, мы ищем забавы, когда нам хорошо, и нуждаемся в заботе, когда нам плохо, — так прокомментировал свои находки Терри Петтиджон.
Не исключено, что именно такие механизмы привели к популярности Алены Пискловой и движения «Скажи нет куклам Барби». Война в Чечне, теракты и техногенные катастрофы последнего времени не очень-то располагают наших соотечественников к образу «женщины в форме вешалки», которая хороша лишь там, где и положено быть красивым вешалкам: на подиумах или в витринах дорогих магазинов. Алена Писклова — только первая ласточка, показавшая это несоответствие на таком массовом уровне. Какой будет следующая «русская красавица», представляющая нас на мировой арене? Вполне возможно, что она будет беременной. По крайнем мере, устроителям будущих конкурсов красоты стоит заранее учесть такую возможность.
*