75 лет со дня убийства первого пионера-героя Павлика Морозова отметили в воскресенье в Свердловской области
В воскресенье в деревне Герасимовка Свердловской области прошел траурный митинг, посвященный 75-летию убийства первого пионера-героя Павлика Морозова и его брата Феди. После церемонии возложения на могилу Павлика цветов у музея, носящего его имя, состоялся концерт.
Свердловская область – единственное место, где сохранились памятники легендарному мальчику. |
На волне гласности Павлик Морозов оказался едва ли не первым персонажем советской мифологии, в житии которого камня на камне не осталось. Единственное, что не подвергнуто сомнению, – то, что Павлика и его брата Федю нашли мертвыми в лесу близ их родной деревни Герасимовки 3 сентября 1932 года.
Согласно мифу, пионер-герой уличил отца, председателя сельсовета, в продаже переселенцам чистых бланков с печатью. Трофим Морозов был осужден на десять лет. Вслед за этим Павлик совершил еще ряд подвигов: обвинил деда и дядьку в хищении народного зерна, сообщил в ОГПУ о хлебе, сокрытом у соседа, лично участвовал в изъятии припрятанного добра. За все это он и попавший под его влияние младший брат Федя были убиты дедом Сергеем, дядей Арсением и двоюродным братом Данилой. На показательном суде в клубе районного центра Тавды бабку пионера Ксению признали соучастницей злодеев. К ответственности привлекли и Трофима, находившегося в ссылке. Всех их приговорили к расстрелу.
После гибели Павлика и распространившейся молве о его подвигах Татьяна Морозова в порядке компенсации за сына получила квартиру в Крыму. Она колесила по стране, рассказывая школьникам о Павлике. Особенно частыми стали эти поездки после того, как в 1955 году имя ее сына первым занесли в Книгу почета пионерской организации имени Ленина.
Татьяна Морозова умерла в 1983-м в квартире, забитой портретами и бюстами Павлика. А через несколько лет в печати появились сенсационные публикации, разоблачающие миф о «маленьком чуде». Наиболее дотошно к этой задаче подошел бывший советский журналист, профессор Калифорнийского университета Юрий Дружников. Он установил, что после того, как Трофим ушел из семьи к другой женщине, Татьяна подговорила сына донести на него в ОГПУ. Об этом она сама рассказала Дружникову. Также было документально установлено, что никаким пионером Павлик не являлся. В записной книжке первого репортера, приехавшего в Герасимовку, осталась фраза: «А если придерживаться исторической истины, то Павлик Морозов не только не носил, но и никогда не видел пионерского галстука». Суд над убийцами пионера, точнее, над теми, кто был объявлен убийцами, понадобился, поскольку и в центре, и в провинции буксовала коллективизация. Спустя два года после суда над Морозовым-старшим участковый уговаривал Павлика донести на деда с бабкой, что они кулаки. Мальчик не только отказался, но сообщил об этом разговоре священнику церкви, в которой прислуживал по праздникам. И через несколько дней был убит…
Отметить 75-летие со дня смерти Павлика и начала сотворения легенды о нем решили в минувшее воскресенье его земляки. В Герасимовку съехались десятки его почитателей. Сначала они завалили цветами ухоженную могилку и попросили у героя прощения. «Мы настаиваем на том, что в трагедии, которая разыгралась в 1932 году, дети не виноваты, – заявила Нина Купрацевич, директор музея Павлика. – Они стали жертвами взрослых».
***