Христиане всего мира отметили Великую Пятницу
Сегодня христиане всего мира отмечают Великую Пятницу. Как известно, в нынешнем году западные и восточные христиане — Церкви, которые строят свой литургический год по григорианскому и юлианскому календарям — отмечают Светлое Христово Воскресение в один день. Поэтому все предшествующие этому празднику события также протекают в едином временном ритме.
Подобные совпадения случаются достаточно редко. В последний раз христианские Пасхи совпали в 2001 году. Тогда же Папа Римский Иоанн Павел II предложил, начиная с первого года третьего тысячелетия, отмечать Пасху одновременно, однако эта идея не получила своего развития. Ранее, в 1965 году, с такой же инициативой выступил Второй Ватиканский собор, предложивший христианам праздновать свой главный праздник во второе воскресенье апреля.
В следующий раз, в соответствии с календарями, православные, католики и протестанты вместе отметят Пасху в 2007 году, затем — в 2010-м, 2011-м, 2014-м, 2017-м и так далее.
Сегодня, 14.00 по московскому времени Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в храме Христа Спасителя вечерню с выносом плащаницы, изображающей снятие с Креста тела Господня. Вечером, Патриарх возглавил в главном правосланвом соборе России утреню с чином Погребения.
Страстная седмица знаменует собой один из самых драматических центров последней недели Великого Поста. Она посвящается воспоминанию страданий и смерти Иисуса Христа, поэтому эт неделя (седмица в православной традиции) и получила название «Страстной».
В раннехристианских общинах на это время предписывалось есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников. Все богослужения Страстной недели отличаются глубиной переживаний и последовательно «воспроизводят» последние дни жизни и страдания Иисуса Христа. Поэтому во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства Брака и Крещения (за исключением особых случаев). Каждый день Страстной недели называется «великим».
Каждый день Страстной седьмицы имеет особое значение.
В богослужении Великого Понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий Вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.
В Великую Среду воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.
В богослужении Великого Четверга воспоминаются четыре события, которые по евангельскому преданию совершились в этот день: Тайная вечеря, на которой Христом было установлено таинство Евхаристии, омовение Христом ног Своим ученикам в знак смирения и любви к ним, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды. В этот день в католических храмах всего мира в память о евангельских событиях, предшествующих Тайной Вечери, совершается традиционный обряд омовения ног двенадцати священникам. В ватиканском соборе святого Петра 8 апреля 2004 года этот обряд совершили высшие иерархи Римско-католической церкви.
Сегодняшний день Великой Пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Иисуса Христа. По традиции Восточной Церкви в конце вечерни Великой Пятницы совершается вынос Плащаницы — изображения Иисуса Христа, полагаемого во гроб, — которая устанавливается для поклонения перед алтарной частью храма. В западной традиции совершается выставление Святого Креста и поклонение Гробу Господню.
В Великую Пятницу в Православной Церкви совершают три богослужения. Утром служат Часы, за которыми вновь читают Евангелие о Страстях Христовых, в середине дня совершают вечерню с чином Выноса Плащаницы, а вечером — утреню Великой Субботы (сутки по церковному календарю начинаются с вечера) с чином погребения Плащаницы.
Плащаницей называют плат с изображением в рост Господа Иисуса Христа, лежащим во гробе. Плащаницу устанавливают на возвышении в центре храма, умащают благовониями в память о том, как жены-мироносицы приносили ароматы, чтобы помазать ими Тело погребенного Христа, украшают цветами. На Плащаницу обычно кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу, постоянно воскуряющую фимиам. Перед Плащаницей положено полагать земные поклоны, прикладываться к ней. Все богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы начинаются и завершаются не в алтаре, а перед Плащаницей.
Великая Пятница (церковное название этого дня — Пяток) — день особенно строгого поста. Есть благочестивая традиция не вкушать в Великую Пятницу никакой пищи до окончания чина выноса Плащаницы (то есть примерно до трех часов пополудни), а затем принимать в пищу только хлеб и воду.
Днем на чине выноса Плащаницы читается канон «Плач Божией Матери». «Увы мне, чадо мое, увы мне, свете мой», — скорбно восклицает Церковь от лица Пресвятой Богородицы, созерцая ужас Страстных дней. «Жизнь вечная, како умираеши?» — в недоумении вопрошает Сына Своего и Бога Приснодева.
Вечернее богослужение имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажженными свечами. В начале утрени читается семнадцатая кафизма — часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах. Затем прочитывают канон Великой Субботы. «Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему», — так начинается канон Великой Субботы. Это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема — ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе: востану бо и прославлюся», — поет хор. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали. До Пасхи остается чуть больше суток:
В Римско-католической церкви вечером в Великую Пятницу, по традиции, Папа Римский возглавляет процессию Крестного пути у стен античного Колизея в Риме.
Тихим крестным ходом с Плащаницей и со свечами завершается в православных храмах утреня Великой Субботы. Когда шествие обходит храм, все поют заупокойное «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас…» Всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, совершаемого в воскресную полночь, уже пасхального.
После этого скорбного дня наступает Великая Суббота. на которую совершается воспоминание погребения Иисуса Христа, пребывания Его тела во гробе, сошествия в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, ожидавших Его пришествия, и воспоминание о благоразумном разбойнике, призванном в рай. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра, продолжаются до конца дня и сливаются с началом торжественной пасхальной заутрени.
В западной традиции в Великую Субботу во время навечерия Пасхи совершается освящение огня и зажжение особой свечи — Пасхала, которая затем устанавливается у алтаря или амвона и находится там до заключительного богослужения Пятидесятницы.
В течение всего дня Великой Субботы в храмах проводится освящение блюд пасхальной трапезы (куличей, яиц, творожной пасхи, соли, мясных продуктов, и т.д.).
*