Скоро уже и в России — по европейской модели — будет не найти провинциального городка, а то и сельца, где бы ни проходил фестиваль, семинар или пленэр с участием деятелей современного искусства. Впрочем, в село Ширяево под Самарой, расположенное на территории заповедника «Самарская Лука» у подножия Жигулевских гор, дороги проложены уже давно.

Сюда, в Ширяев буерак, летом 1870 года приехали на этюды молодые петербургские художники Евгений Макаров, Федор Васильев (тот самый, автор «Оттепели» и «Мокрого луга») и Илья Репин с братом Василием, будущим музыкантом. Тут Илья Ефимович писал эскизы к «Бурлакам на Волге». И оттого через сто лет, уже в 1970-е годы, было решено устроить в Ширяеве его Дом-музей.

Ширяевскую биеннале современного искусства под общим девизом «Между Европой и Азией» начали проводить в 1999 году. Каждый раз с конкретной темой. Прежде были «Провинция», «Тактильность», «Еда», «Любовь», сейчас — «Дом». И теперь для продвинутых самарцев, тольяттинцев, нижегородцев, а также москвичей, штутгартцев (этот немецкий город-побратим Самары постоянный партнер биеннале) и прочих любителей contemporary art Ширяево ассоциируется уже не с широкой Волгой, прибрежными красотами и Жигулевскими горами с мрачными штольнями, не с учебными пейзажами и даже не с Репиным, а с биеннале, в этом году прошедшей здесь уже в пятый раз. Ширяевская биеннале попала даже в номинации «Кураторский проект» в шорт-лист премии «Инновация» 2005 года Федерального агентства по культуре и кинематографии.

В конце июля — начале августа приглашенные художники из разных стран (а также добровольцы, приезжающие по собственной инициативе и за собственные деньги, но прошедшие кураторскую экспертизу) заселяются в частном секторе Ширяева. Это самый интересный, но невидимый постороннему глазу момент: встреча немцев, англичан, французов, итальянцев, да и молодых москвичей с уличным сортиром, фактом отсутствия душа и горячей воды, с уникальными интерьерами, в которых прабабушкина икона, дедушкин стол, мамина «горка» сочетаются с цветным телевизором и электрическим пластиковым чайником. Далее несколько недель художники бродят по окрестностям, выбирают объекты для произведений, общаются, вместе питаются в неказистом кафе, жгут костры на берегу (вообще-то здесь заповедник и делать этого нельзя, но ведь очень хочется шашлычка после столовских щей…). В это время в Самаре идет подготовительная работа: там в рамках биеннале откроются выставки в музеях и галереях, пройдут видеопоказы, состоятся конференции. Наконец в объявленный день X в Ширяеве начинается «номадическое шоу»: приплывшие на катере гости-кочевники (журналисты, музейщики, тусовщики и просто любители нестандартного отдыха) восемь часов бродят от произведения к произведению по всему селу и его окрестностям, поднимаются в горы, заходят в дома, становятся зрителями перфомансов, а то и слушателями импровизированных концертов (одномоментное действие самый распространенный жанр на этой биеннале, которая готовится долго, но живет полной жизнью, в сущности, один день). Потом гости отплывают назад в Самару, а вслед за ними разъезжаются и художники. Еще несколько мероприятий в городе — и очередную Ширяевскую биеннале можно считать закрытой. Однако память о ней надолго сохранится не только в сердцах ее участников, проживших две недели в экстремальных, но и неповторимых условиях, но и тех, кто приехал в село на восемь утомительных жарких часов, целиком занятых искусством…

Все было так же и на этот раз…

Весь материал читайте здесь.

"Время новостей"

***