У вас сползают джинсы? Отправляйтесь в тюрьму
Джамаркус Маршалл, 17-летний старшеклассник из Мэнсфилда, штат Луизиана, считает, что никто не имеет права указывать ему, как носить джинсы. «Это решать тому, кто носит брюки», – сказал он. Сползающие штаны Маршалла – по моде, популяризованной в начале 1990-х исполнителями хип-хопа, – рассматриваются как преступление во многих населенных пунктах, включая и тот, где он живет, и число таких мест растет.
Начавшаяся в Луизиане законодательная кампания объявила низко сидящие брюки, из-под которых видно белье, угрозой для общества, приняв постановления о непристойности данного явления с целью прекратить его.
С 11 июня этого года сползающие джинсы объявлены вне закона в луизианском городке Делькамбр с населением 2231 житель, расположенном в 80 милях к юго-западу от Батон-Руж. Следование данной моде чревато штрафом в 500 долларов или 6-месячным заключением. «Да, мы ходили с длинными волосами, но не думаю, что наша мода была настолько ужасна, как сползающие штаны», – сказал мэр Кэрол Бруссар.
Согласно закону города Мэнсфилд с населением 5496 человек, расположенного неподалеку от Шревпорта, нарушители подвергаются штрафу (150 долларов плюс судебные издержки) или тюремному заключению (на срок до 15 дней). Шеф полиции Дон Инглиш сказал, что закон, вступающий в силу с 15 сентября, позволит улучшить облик города.
Но истинной мишенью законов о непристойном поведении может быть сам стиль хип-хоп, который критики называют символом аморальности, с отличающей его бандитской походкой в развалку и неуважением к власти. Также речь идет о более масштабной проблеме свободы самовыражения и вопросах, возникающих, когда мода из предмета споров становится преступлением.
Феномен сползающих джинсов зародился в тюрьмах, где униформу большего размера выдавали без ремней, чтобы предотвратить самоубийства и их использование в качестве орудия преступления. Стиль распространился через рэперов и музыкальные клипы, из гетто – в пригороды, а оттуда – по всему миру.
Попытки запретить в законодательном порядке ношение сползающих джинсов в Вирджинии и Луизиане в 2004 году терпели неудачу, когда противники закона ссылались на право самовыражения. Однако впоследствии эти усилия были ориентированы в другом направлении, и ставка была сделана на законодательство о непристойном поведении. Успех вдохновил законодателей и в других штатах.
В западном районе Трентона член городского совета Аннет Лартиг разрабатывает законопроект о наложении штрафа или приговоре к общественным работам в наказание за то, что с ее точки зрения является публичной демонстрацией интимных частей.
«Это такое же увлечение, как короткие шорты. Но мне кажется, что показывать свои ягодицы – это уже слишком, – сказала Лартиг. – Вы не можете принимать законы о том, как людям одеваться. Но вы можете законодательно запретить вести себя непристойно и демонстрировать интимные части тела».
Американский союз борьбы за гражданские свободы решительно выступает против ограничений в одежде. Дебби Сигрейвз, исполнительный директор филиала союза в Джорджии, сказала: «Я не понимаю, как можно говорить о законодательном запрете, когда речь идет только о стремлении выделиться и следовать стилю, вышедшему из субкультуры чернокожей молодежи».
Школьные округа стали вводить более жесткие запреты на одежду, так как суды предоставили им большую свободу действий. Ограничения распространились на джинсы, длинные волосы, мини-юбки, пирсинг, изображения, имеющие отношение к наркотикам, и на одежду, связанную с членством в бандах, в том числе шляпы и ювелирные украшения.
Дресс-коды появляются в самых неожиданных местах. Национальная баскетбольная ассоциация (NBA) в настоящий момент оговаривает, что на соревнованиях под эгидой ассоциации нельзя появляться в спортивной форме, солнечных очках, головных уборах, броских цепях или медальонах. Пережив скандал, вылившийся на трибуны и вызвавший всеобщую головную боль, лига попыталась ввести повседневно-деловой дресс-код, заявив, что одежда в стиле хип-хоп создает обстановку, отпугивающую зрителей из среднего класса.
По словам Эндрю Болтона, куратора Института костюма Метрополитен-музея (Metropolitan Museum of Art), моду начинают хулить, когда она «бросает вызов консервативной общественной морали».
Со времен костюмов «зут» одежда не вызывала такого возмущения. Преувеличенно свободный пиджак и брюки с плотно прилегающими манжетами, мода на которые возникла в 1930-е годы, стали символом субкультуры молодых городских меньшинств. Костюм «зут» считался непатриотичной насмешкой над приказом экономить ткань в годы Второй Мировой войны. Костюм стал причиной так называемых «костюмных бунтов» (Zoot Suit Riots) в Лос-Анджелесе, когда моряки избивали испаноязычную молодежь по расовым мотивам. С молодых людей срывали одежду и сжигали ее прямо на улицах.
Некоторые видят в запрете на ношение сползающих брюк, напоминающем одежные запреты прошлого, расистскую мотивацию, потому что так носят джинсы в основном молодые афроамериканцы.
Однако проекты этих законов разрабатывали в основном чиновники афроамериканского происхождения. Возможно, дело в конфликте поколений. Майкл Эрик Дайсон, профессор социологии Джорджтаунского университета и автор книги «Знаешь, о чем я? Размышления о хип-хопе» («Know What I Mean?: Reflections on Hip Hop») сказал: «Они купились на миф о том, что свисающие штаны свидетельствуют об агрессивном жизненном стиле, приводящем к деструктивному поведению».
На прошлой неделе член городского совета Атланты Си Ти Мартин внес поправку в городской закон о непристойном поведении, запрещающую ношение сползающих брюк, которое он назвал эпидемией. «Мы пытаемся выработать средство борьбы с этим явлением», в котором Мартин видит проблему «тюремной ментальности».
Но 28-летний Лари Харрис-младший, музыкант из Майами, стоявший в мешковатой одежде у входа в магазин одежды в стиле хип-хоп на Таймс-сквер, сказал, что его вдохновляет не тюремный стиль. «Мне кажется, эти люди просто не понимают язык хип-хопа», – сказал он.
Проект закона о дресс-коде, внесенный на рассмотрение в Стрэтфорде, штат Коннектикут, членом горсовета Элвином О»Нилом, был отклонен на заседании совета в понедельник на том основании, что он противоречит конституции и подчеркивает расовые различия. Многие горожане сошлись во мнении, что в городе есть более насущные проблемы.
Бенджамин Чевис, бывший исполнительный директор Национальной ассоциации в поддержку цветного населения (NAACP), сказал: «Мне кажется, что делать из того, как человек носит свою одежду, преступление – чрезмерно агрессивная мера».
Чевис, часто появляющийся в безупречном костюме и галстуке среди мешковатых одеяний элиты хип-хопа, возглавляет Hip Hop Summit Action Network – коалицию, основанную им совместно со звездой хип-хопа Расселом Симмонсом. Он заявил, что коалиция будет оспаривать подобные запреты в суде.
«Акцент необходимо сделать на улучшении социальных условий в той среде, где носят сползающие штаны, – сказал он. – То, что они носят штаны именно так, является констатацией действительности, с которой они борются день за днем».
Нико Коппель
***