А с бумажкой ты… Переход авиакомпаний на электронные билеты обернется сложностями для пассажиров
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщила, что с 1 июня 2008 года авиакомпании–члены ассоциации должны будут отказаться от использования бумажных билетов и перейти на электронные аналоги. В России таких перевозчиков шесть. Однако из-за неразвитости электронных банковских расчетов их пассажиры наверняка столкнутся с трудностями при покупке билета на самолет.
Переход на электронные билеты (E-ticket) позволит, по подсчетам IATA, экономить авиаперевозчикам около 9 долларов с каждого пассажира. Ассоциация, отметим, через входящие в нее авиакомпании контролирует 94% всех международных пассажирских рейсов. Электронный билет заказывается через Интернет и оплачивается безналичным денежным переводом. Пассажиру, чтобы получить его, остается просто предъявить документ, удостоверяющий его личность, на стойке регистрации.
В России до подобного хай-тека пока далеко. Ведь многие региональные аэропорты попросту не имеют соответствующего технического оснащения. Ко всему прочему E-ticket, в отличие от бумажного, не является официальным. Билет – это документ финансовой отчетности, показывающий, что его владелец является пассажиром. А для наших таможенников и налоговиков «электронка» пока пустой звук. Поэтому авиакомпании, которые уже практикуют это дело, часто продают ее с сопровождающими чеками.
«Решение IATA не является для нас стандартом, – сообщил «НИ» начальник Управления воздушных перевозок Федерального агентства воздушного транспорта Геннадий Лощенов. – Проект перехода на электронные билеты есть, переоборудование аэропортов ведется. Но наши действия не определяются заявлениями IATA. Сейчас для удобства пассажиров действуют как электронные, так и бумажные билеты. К тому же нуждается в доработке законодательная база, определяющая статус электронного билета. Пока же он принят Минтрансом с существенными оговорками. Мы собираемся переходить на электронные билеты, но сделаем это лишь тогда, когда полностью будем к этому готовы».
Такая неспешность может привести к тому, что со следующего лета у россиян, желающих отдохнуть за рубежом, могут возникнуть серьезные проблемы. Конечно, IATA – это, скорее, клуб авиаперевозчиков. Но клуб, заметим, элитный, поэтому российские участники ассоциации будут стремиться выполнять ее рекомендации, иначе их членство в ней окажется под вопросом. Но сделать это будет непросто. На Западе доля электронных билетов уже составляет 84%. Там нет проблем ни с Интернетом, ни с переводом денег с банковской карточки, поэтому внедрение этого технического новшества не вызвало серьезных проблем. Другое дело Россия, где у большинства людей нет банковского «пластика», а доступ к Сети имеют менее трети населения.
«В зарубежных аэропортах бумажные билеты принимать, конечно, будут, но рекомендации IATA тоже нужно учитывать, – рассказал «НИ» Сергей Быхал, руководитель пресс-службы крупной российской авиакомпании, входящей в ассоциацию. – Обычный билетный контроль дороже, чем электронная стойка, поэтому в перспективе возможно подорожание бумажных билетов по сравнению с E-ticket». В крупных аэропортах Европы и Америки таких стоек уже сейчас масса, иных через год, возможно, и вовсе не останется. Поэтому, как отмечают эксперты, россияне со своими бумажными билетами вскоре будут там крайне нежелательны.
*