Некоммерческие организации России. Дожить до весны-2008
Проанализировав 271 сообщение об угрозах безопасности гражданских активистов в России, поступившие за два года в Ассоциацию «АГОРА», правовые аналитики Ассоциации выявили 27 систематически используемых способов давления на представителей общественности.
Большинство из них от хакерской атаки до рейдерского захвата организаций, от отказов в регистрации до ликвидации организаций и убийств активистов способны полностью парализовать деятельность даже самых влиятельных представителей гражданского сектора. По результатам двух лет юридической работы по защите российских активистов правовые аналитики Ассоциации сформировали рекомендации безопасной гражданской деятельности до весны 2008 года.
Статистика подавления гражданской активности показывает, что за первые 7 месяцев 2007 года количество зарегистрированных сообщений об угрозах безопасности гражданских активистов возросло на 150% (126 против 84 за аналогичный период 2006 года).
— Никакая гражданская деятельность, за исключением активности прогосударственных структур, не считается властью позитивной, — заявляет автор обзора, председатель Ассоциации «АГОРА», кандидат юридических наук Павел Чиков. — Вся законная правозащитная деятельность поделена на условно допустимую и недопустимую. К первой относится работа по теме милицейского и армейского произвола без обобщений и обвинений руководства. Условно допустимы всевозможные мониторинги, консультирование граждан, иски о компенсационных выплатах к казне, защита прав пациентов, деятельность в исправительных учреждениях. Правда, в последнем случае есть конкретный список организаций и допускаемых лиц, присутствует ограничение социальной и «безвредной» консультативной работой. Недопустимая деятельность включает работу по делам о нарушении политических и избирательных прав, защите журналистов и Интернет-журналистики, защите от нарушений религиозных прав, дела, связанные с психиатрией, экстремизмом и национальной безопасностью.
В результате проведенного анализа сообщений об угрозах безопасности правовые аналитики Ассоциации «АГОРА» пришли к выводу, что абсолютно вредной считается любая деятельность по направлению жалоб в Европейский суд по правам человека, а также правозащитная деятельность на Северном Кавказе. Нежелательной является и активная работа в публичном пространстве. Организации поделены на лояльные и нелояльные по признаку источников финансирования. Практически любое законное финансирование из-за рубежа автоматически относит организацию к списку вредных, отмечают аналитики.
Типы угроз безопасности. Способы и показательные примеры давления:
1)Убийства активистов (Людмила Жоровля в Воркуте, Станислав Корепанов в Ижевске, Тимур Качарава в Санкт-Петербурге).
2)Похищения (Булат Чилаев в Чечне, Рустем Шамсутдинов в Казани).
3)Вред здоровью разной степени тяжести (Михаил Афанасьев в Абакане, Александр Лашманкин в Самаре, участники экологического лагеря в Ангарске, Екатерина Сокирянская в Назрани).
4)Дискредитация в средствах массовой информации (Московская Хельсинкская группа).
5)Признание осуществляемой деятельности экстремистской через суд (ОРЧД в Нижнем Новгороде, НБП в Москве).
6)Уголовное преследование и осуждение по обвинению в возбуждении вражды и экстремизме (Станислав Дмитриевский в Нижнем Новгороде, Виталий Танаков в Йошкар-Оле, Нина Максимова в Йошкар-Оле).
7)Уголовное преследование руководителей за использование нелицензионного программного обеспечения (в первую очередь, Windows, Microsoft Office, 1C, правовые базы Гарант и Консультант) — (Фонд «Граждане» в Волгограде, Фонд «Голос-Поволжья» в Самаре).
8)Уголовное преследование за приобретение и хранение оружия и боеприпасов, наркотических средств (включая подброс) (Андрей Каленов — «Невский экспресс» в Санкт-Петербурге, Наталья Ремезова из Находки в Чите).
9)Уголовное преследование за контрабанду (Манана Асламазян в Москве).
10) Привлечение к административной ответственности активистов по различным основаниям (Олег Орлов, Лев Пономарев в Москве).
11) Привлечение к административной ответственности организации в виде штрафов организаций (Казанский правозащитный центр).
12) Иски о защите чести и достоинства (Михаил Афанасьев в Абакане).
13) Уничтожение имущества (Юрий Бобров в Перми, Юрий Шадрин в Омске).
14) Хищения собственности, с том числе открытое (Михаил Афанасьев в Абакане).
15)Хакерские атаки на web-ресурсы (Аналитический центр «Сова», еврейские общественные организации, Московское бюро по правам человека в Москве).
16) Проведение проверок ФРС, налоговой, УБЭП, прокуратуры, в том числе синхронных и согласованных (Общество «Мемориал», «Щит и меч» в Чебоксарах, «Человек и закон» в Йошкар-Оле).
17) Отказы в регистрации («Радужный дом» в Тюмени, Антифашистский союз в Московской области).
18) Незаконные задержания и удержания в период проведения различных официальных мероприятий (Владислав Годяев в Казани).
19) Рейдерские захваты путем склонению к сотрудничеству с государственными органами бывших и действующих членов НКО (Читинский правозащитный центр, «Голос Беслана» во Владикавказе).
20) Задержания до и во время проведения публичных мероприятий (Денис Билунов в Самаре, Павел Марченко и Алексей Козлов в Москве).
21) Включение активистов в «черные списки» с созданием препятствий при передвижении по стране (большая часть экологов, анархистов, нацболов).
22) Включение организаций в «черные списки» неблагонадежных, с которыми не рекомендовано сотрудничать государственным органам («Мари ушем» в Йошкар-Оле).
23) Ликвидация и прекращение деятельности через суд, приостановление деятельности (Республиканский правозащитный центр в Бурятии, «Молодежь за демократию и реформы» в Калининграде, Молодежное правозащитное движение в Нижнем Новгороде).
24) Изъятие литературы, тиражей изданных книг и газет (газеты «Марш несогласных», «Право-защита», книги Андрея Пионтковского в Москве).
25) Признание через суд публикуемой литературы экстремистской (Виталий Танаков в Йошкар-Оле).
26) Проведение в отношении активистов обысков и иных мер процессуального принуждения по надуманным основаниям (Денис Федоров в Чебоксарах, Николай Сорокин в Костроме, Центр помощи мигрантам в Нижнем Новгороде).
27) Закрытие средств массовой информации и интернет-ресурсов («Эрзянь-Мастор» в Мордовии, «Новый фокус» в Абакане).
Четыре уровня угроз безопасности гражданской деятельности:
Угрозы в связи с принадлежностью к «третьему сектору», то есть возникающие в связи лишь с тем, что группа единомышленников является зарегистрированной НКО, имеющей офис, трудовой коллектив и хоть чем-то занимающейся. Эти угрозы можно снизить до минимума.
Угрозы в связи с небезопасными действиями (в публичном пространстве, в первую очередь). Их можно практически исключить.
Угрозы в связи с организацией и проведением публичных мероприятий. Они наиболее предсказуемы и потому к ним можно подготовиться.
Угрозы «по заказу». Шансы выжить 50 на 50.
Рекомендации правовых аналитиков Ассоциации «АГОРА» гражданским активистам России:
Все происходящие вокруг гражданской деятельности события нужно оценивать, кроме всего, и с точки зрения угроз безопасности, формируя у себя легкую степень паранойи. Нужно развить привычку думать о безопасности. Такая привычка является основой пассивной безопасности.
Не забывать про элементарные правила: страховать имущество, поддерживать контакт со своим адвокатом, держать оплаченный телефон, напоминать сотрудникам о необходимости оперативного сообщения обо всем подозрительном, держать в порядке текущую документацию и устраивать «разбор полетов» за нарушения правил, установленных политикой безопасности, сообщать руководству организации обо всех контактах с представителями правоохранительных органов. Эти действия формируют культуру безопасности, фундамент безопасной деятельности.
Делиться информацией об угрозах с коллегами и друзьями из партнерских организаций, особенно, с теми, кто профессионально занимается защитой активистов. Внешний взгляд всегда ценен. А внешний профессиональный взгляд — неоценим.
Реализовывать активную антикризисную кампанию в информационной и правовой плоскостях в случаях угрозы существованию организации либо угрозы жизни и здоровью основных членов команды.
По информации руководителя отдела информации Межрегиональной
Ассоциации правозащитных организаций «АГОРА» Дмитрия Колбасина
*