В преддверии Дня знаний большинство региональных департаментов образования дали пресс-конференции о подготовке к учебному году. Увы, итоги оказались неутешительными: в этом году общее количество учеников сократилось на 300 тыс. А это серьезно ударит по карману педагогов. Большинство регионов успели перейти на подушевое финансирование образовательных учреждений.

Педагоги делают все возможное, чтобы привлечь в школу хотя бы одного ученика.Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Новая система подразумевает, что средства выделяются не на школу, а на каждого ученика в отдельности. Чем меньше учеников – тем меньше средств к существованию получает школа. В условиях демографического кризиса под угрозой закрытия оказались не только сельские, но и городские школы. Чтобы не остаться без гроша, российские учителя начали схватку за учеников.

Раньше школы финансировались по совершенно другому принципу. Ежегодно они получали фиксированные суммы на ремонт, оплату коммунальных услуг, приобретение мебели, учебников и наглядных пособий. Однако эта схема была признана нерентабельной. С 1 января 2006 региональным властям была предоставлена возможность перейти на так называемое подушевое финансирование образовательных учреждений, то есть выделять средства из расчета на каждого ученика. В среднем за одного школьника государство платит общеобразовательному учреждению 26 тыс. рублей в год. Впрочем, сумма может доходить и до 200 тыс. рублей, если речь идет о школе с дополнительными услугами, например, о санаторно-лесном образовательном центре.

«Теперь они зашевелятся»

По задумке разработчиков, нормативная система финансирования должна навести порядок в российской системе образования. Эксперты соглашаются: у идеи есть ряд неоспоримых плюсов. «Теперь деньги будут выделяться не школе и не директорам, а все-таки ученикам, – рассказал «НИ» заведующий Центром социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Будет действовать система: ученик пришел в школу – за ним пришли деньги. Ученик ушел – деньги перешли в другое учебное заведение».

Большие средства, которые выделяются на учеников коррекционных школ, будут стимулировать их работать с детьми, к которым нужен особый подход. Еще один плюс – здоровая конкуренция между образовательными учреждениями, которая позволит, в конечном счете, повысить качество образования. Новая система хороша еще и тем, что противоположна «популярной» сейчас практике отказывать ученикам в приеме. Школы теперь сами заинтересованы привлекать как можно больше детей, открывать новые классы.

Подробнее в материале Новых Известий

Новые Известия

***