Министр образования и науки РФ А. Фурсенко провел из студии в Якутске видеоконференцию с регионами, реализующими комплексные проекты модернизации системы образования
В видеоконференции «Комплексная модернизация образования: запросы общества и первые результаты», проходившей 24 августа, приняли участие представители регионов, победивших в федеральном конкурсе комплексных проектов модернизации и развития образования в рамках реализации ПНПО.
Предоставление школьникам качественного и современного общего образования независимо от того, где они живут и учатся, является целью таких проектов. Комплексные проекты модернизации региональных систем образования предусматривают новую систему оплаты труда учителей, переход на нормативно-подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования и сети общеобразовательных учреждений региона, расширение общественного участия в управлении образованием. В январе-марте 2007 года состоялся открытый конкурс среди субъектов РФ, и теперь пришло время подвести первые итоги, узнать, как обстоят дела у победителей.
Андрей Фурсенко предложил избрать именно такую форму проведения рабочего совещания: быстро выявить проблемы, посмотреть, как технически реализуются проекты, получить квалифицированный совет и консультацию от экспертов, находившихся в студии «Ростелекома» в Москве, «сверить часы» и обменяться новостями. Такой диалог в режиме «прямого эфира» накануне 1 сентября очень необходим всем: и министерству, и региональным органам управления образованием, и всему образовательному сообществу. А новости их регионов говорят о значительных изменениях – в преддверии наступающего учебного года российское образование демонстрирует новое качество роста.
В Якутске в 65 школах перешли на новую форму отплаты труда. Все торги и конкурсы объявлены, что позволит своевременно обеспечить образовательные учреждения всем необходимым. Очень важный аспект – здесь за счет выделенных средств сумели провести переподготовку педагогов. Расстояния между населенными пунктами в Якутии огромные, провести даже рядовую учительскую конференцию чрезвычайно дорого и затруднительно, но в рамках ПНПО задачу повышения профессионального мастерства учителей решить удалось.
Калининград. Здесь введено нормативно-подушевое финансирование. Особую роль в дальнем регионе отводят общественно-государственному управлению образованием. Весь проект реализуется на конкурсной основе, что позволяет снизить риски закупки некачественного, устаревшего, а то и вовсе ненужного оборудования. Поэтому введена сложная, но эффективная система экспертизы конкурсных заявок, заметно повышается проектная культура руководителей образования всех уровней.
В Новгородской области по инициативе комитета по образованию создана рабочая группа по модернизации и развитию образования, включающая в себя 40 человек — работников образования, журналистов, теоретиков и практиков образования, представителей муниципальных органов управления образования. Все 100 % школ области участвуют в Приоритетном национальном проекте «Образование».
Псковская область в поддержку пяти направлений ПНПО сумела создать мощную местную нормативно-правовую базу: принято 10 законов, 20 распоряжений, региональный парламент утвердил 2 целевые программы, позволившие детализировать все бюджетные расходы. За год расходы на образование увеличились с 19 до 36%, достаточное количество средств выделено на текущий и капитальный ремонт школ, и что особенно важно, на оснащение их противопожарным оборудованием.
В Свердловской области зарплата учителям возросла на 20%, предполагается ee дальнейшее увеличение до 33%. Повысилась наполняемость классов, используются новые, экспериментальные формы – создан центр медиа-обучения. Представлена и уникальная инициатива: планируется создание регионального образовательного телевизионного канала, где эфир заполнят учебные фильмы и обучающие передачи. Индикатором успешности ученика в Екатеринбурге считают способность его к социальной адаптации, умение жить в современном мире, пользоваться передовыми достижениями науки и техники.
В Бурятии проблема малокомплектных школ решается в каждом конкретном случае по своей особой схеме. При переходе на новую систему оплаты труда учителей ставится цель повысить качество обучения детей, поэтому, как здесь считают, возрастает роль директора школы, который должен стать грамотным менеджером и финансистом. Обучению руководства образовательных учреждений современным экономическим знаниям в Бурятии придают особое значение.
В Новосибирской области отмечают: ситуация с каждым годом улучшается, повышается престиж профессии, растет и зарплата учителей: в 2004 году она в среднем по области составляла 4097 рублей, а к первому полугодию 2007 года удвоилась, составив 8 575 рублей. Есть и областные доплаты. Прозвучала и просьба к министру: школам, расположенным в сельской местности, крайне необходимы мини-автобусы повышенной проходимости. УАЗы очень подходят для этих целей, однако качество сборки этих машин не соответствует ГОСтам, требуется обратить на это внимание.
Красноярск уже 4 года использует нормативно-подушевое финансирование, и, как отметили в ходе телемоста, модель в целом встречает позитивные оценки. В крае проводят региональные контрольные работы по математике и русскому языку, которыми охвачено 60% школ, осуществляется мониторинг физического состояния здоровья учащихся. Выделены 380 базовых общеобразовательных учреждений – их оснащают современным оборудованием, они укомплектованы высококвалифицированными кадрами. Советы школ здесь стали активными участниками процесса управления образованием, созданы консультационные советы с участием общественности, в том числе и на муниципальном уровне, что позволяет, как было сказано в ходе видеоконференции, внедрить «новое цивилизованное управление образованием».
В Московской области с 1 сентября вводится должность педагога-организатора. В центре внимания и стимулирование работы учителей физической культуры, которые должны работать со школьными спортивными командами. В регионе создан и уже начал работу центр качества образования. Изменения формы оплаты труда затронут не только школы, но и детские сады и вузы.
Москва намерена сосредоточиться на создании «школы будущего», 41 школа уже участвует в проекте. И в студии подчеркнули: одно то, что обсуждение хода ПНПО проходит с применением современных технологий, говорит о серьезных изменениях в образовании. Оснащение школ оборудованием, основанном на использовании передовых технологий, качественно меняет сам содержательный аспект образования, — уверены в столице.
Собравшиеся в студии эксперты образования и Министр А. Фурсенко ответили на вопросы, касающихся форм и методов модернизации образования. Например, проблему поддержки малокомплектных школ можно решать, исходя из идеи создания культурно-образовательных центров. Что же касается пресловутых УАЗов, первый заместитель председателя правительства Д. Медведев проблему «школьного автобуса» знает и намерен жестко поставить вопрос качества перед производителями, — подчеркнул Фурсенко. Финансы – одна из сложных проблем в условиях хотя и растущего, но ограниченного бюджета образования, и методике взаимодействия бюджетов всех уровней также было посвящено немало вопросов.
В ходе проведения рабочего совещания Министр А. Фурсенко подчеркнул, что особую роль он видит в поддержке ветеранов образования, и призвал регионы активней использовать опыт ветеранов, отдавших многие годы воспитанию школьников, привлекая их к работе в системе дополнительного образования, в методических и общественных советах при органах управления образованием. «Это наш моральный долг – сделать так, чтобы люди, во-первых, не почувствовали себя потерянными, во-вторых, чтобы они получили определенную материальную поддержку», — сказал А. Фурсенко, подчеркнув необходимость увеличения размера выходного пособия для ветеранов.
Механизмы и первые итоги комплексной модернизации образования, опыт участия институтов гражданского общества в их оценке, перспективы общественно-государственного управления образованием будут еще не раз обсуждаться на самом высоком уровне, в том числе с использованием передовых технологий, — пообещал Министр образования и науки
По сообщению Регионального пресс-центра Министерства образования и науки РФ в ПФО (Самарская, Ульяновская, Оренбургская, Саратовская, Пензенская области и Республики Татарстан и Башкортостан)
*