«Закон для них не писан». По всей стране прошла акция против произвола ГИБДД
Вчера в двадцати городах России прошла акция «Черный флаг», направленная против неадекватных действий дорожных инспекторов. Поводом для протеста стала трагедия, произошедшая месяц назад в Петербурге. 20 июля на Дальневосточном проспекте автомобиль дорожно-постовой службы стал причиной аварии, в которой погиб молодой водитель Евгений Григоровский. Виновники, вероятно, сотрудники ГИБДД, скрылись с места происшествия.
Идея провести всероссийскую акцию протеста пришла в голову свидетелю той самой автокатастрофы – Роману Лутошкину. «Эта трагедия потрясла меня до глубины души! – рассказал «НИ» организатор акции «Черный флаг». – Евгений Григоровский ехал на своем «Опеле» по Дальневосточному проспекту, а в лоб ему по встречной полосе двигался «Форд» ГИБДД. Уворачиваясь от надвигающейся на него машины, Евгений врезался в столб и разбился. Многие водители, стоявшие в тот день в пробке на Дальневосточном проспекте, видели, как все произошло, и успели заснять проехавший мимо разбившегося парня автомобиль гаишников и разглядеть его номера. Однако на запрос в ГИБДД родных Евгения официальные представители ведомства заверили, что машины с таким номером на месте трагедии быть не могло, так как она находилась в другом месте. Тогда я понял, что мы сами должны добиваться справедливости».
Первая акция протеста прошла 4 августа. Тогда две сотни петербургских водителей прикрепили к своим автомобилям черные флаги и пытались устроить по Невскому проспекту автопробег в знак протеста против гаишников. По словам автомобилистов, дорожные инспекторы всячески препятствовали ее проведению: останавливали автомобили участников, придирчиво осматривали номера, аптечки, содержимое багажника, старались развалить колонну. Спустя две недели неудавшуюся акцию решено было повторить.
На этот раз на призыв питерских автомобилистов провести вторую акцию «Черный флаг» откликнулись автолюбители из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Чебоксар, Пензы, Северодвинска и многих других городов.
В самом Санкт-Петербурге на Дальневосточном проспекте собралось около 300 автомобилистов. Туда же прибыли наряды милиции и четыре автобуса с ОМОНом. Они заблокировали место сбора демонстрантов и таким образом пресекли любые попытки перевести акцию в автопробег. В итоге участники ограничились пикетом.
По словам очевидцев, силовики заставляли снимать черные флаги с уезжавших с пикета машин, но силы не применяли. «На этот раз все проходит более-менее спокойно, – рассказал «НИ» Роман Лутошкин. – Вначале милиция делала какие-то попытки воспрепятствовать нашему сбору, но, как только набежали журналисты, отношение стразу изменилось. Мы уверены, что эти меры смогут изменить ситуацию на дорогах страны. Перед законом должны быть все равны: и рядовые автомобилисты, и должностные лица. Между тем в последнее время со стороны сотрудников ГИБДД мы наблюдаем намного больше нарушений. И наказывать их, получается, некому».
В столице пятичасовой автопробег с черными флагами должен был пройти по Садовому кольцу. Стартовать планировали с Воробьевых гор в два часа дня. Однако к этому времени на место акции стали стягиваться автобусы с бойцами ОМОНа, машины с милицией и эвакуаторы. Силовики принялись отдирать флаги с машин и отбирать плакаты у автомобилистов. Нескольких демонстрантов, включая одного из организаторов акции в Москве Дмитрия Чурсина, забрали в отделение.
«О проведении акции я узнала от друзей по телефону, – рассказала «НИ» участница пробега Ирина Щукина. – Мы приехали сюда на двух машинах, чтобы поддержать участников. С самого начала все было хорошо. Подъезжали автомобили с символикой пробега, после чего появились наряды милиции и ОМОНа. Не могу понять, какое право они имеют эвакуировать машины?!»
Угроза оказаться в отделении и лишиться машины заставила оставшихся участников несостоявшегося автопробега разъехаться. Спустя час, кроме милиции и журналистов, на смотровой площадке никого не осталось. Так же бесславно закончился траурный автопробег и в Екатеринбурге.
Между тем, по словам организаторов акции, своей цели они достигли. История получила широкую огласку, а пикеты массовую поддержку. «Любая акция против произвола должна приветствоваться, – прокомментировал «НИ» ситуацию адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Это способ заявить о своих правах».
*