Проблемы российского авиашоу – на земле
Главной проблемой оказалось добраться до места проведения салона. По словам некоторых участников, им понадобилось до семи часов, чтобы преодолеть примерно 40 километров от Москвы до аэродрома в Жуковском. Однако, оказавшись в гуще самого шоу, некоторые участники оценили «МАКС-2007» более благосклонно.
На открытии авиашоу «МАКС-2007» полдюжины озадаченных делегатов итальянской промышленной группы Finmeccanica робко погрузились в почти никак не помеченный рейсовый автобус. Температура все поднималось, а их терпение начинало подходить к концу.
Тронувшись с места, водитель развернул автобус так, как будто собирался поехать прочь от центра мероприятия.
«Ради бога, – вскричал один из вышедших из себя итальянцев, – если он везет нас снова к входу, пристрелите его!».
Подобное недовольство выказывали многие иностранные участники и посетители авиасалона, который проходит на этой неделе недалеко от Москвы. Хотя организаторы и хвастают, что «МАКС» заслуживает места в ряду крупнейших международных авиашоу, многие иностранцы назвали его «дилетантским» или «странным».
Наиболее распространенные жалобы касались плохой организации транспорта, неадекватной инфраструктуры, выматывающих проверок службами безопасности, некачественного питания и отвратительных общественных туалетов.
Многие высокопоставленные чиновники, например Сергей Чемезов, глава государственного оружейного экспортера «Рособоронэкспорт», заявили, что «МАКС» поднялся на уровень крупных международных авиашоу – таких как Парижский авиасалон или Международное авиашоу в британском Фарнборо. В этом году салон по масштабам превзошел все предыдущие годы: в нем приняли участие 800 компаний без малого почти из 40 стран. Число зарубежных участников достигло 50%.
Российские чиновники постоянно говорили о размерах и масштабности мероприятия, называя его символом возрождения авиационной промышленности. Глава недавно созданной «Объединенной авиастроительной корпорации» Алексей Федоров на прошлой неделе заявил, что в ближайшие 18 лет страна намерена продать военных и гражданских самолетов на сумму 250 млрд долларов.
В четверг канадская компания по производству авиации Bombardier заявила, что намерена занять место на растущем российском рынке корпоративных реактивных самолетов, передает телеканал Bloomberg. А одна из групп по торговле летательными аппаратами сообщила, что российские власти могут в ближайшие два года потратить на бизнес-лайнеры 2,5 млрд долларов.
За последние два года, как информирует Национальная ассоциация деловой авиации России, русские закупили дорогостоящих самолетов на 1,5 млрд долларов – эта сумма втрое больше, чем двумя годами ранее.
«Это лишь начало», – уверяет Кристоф Дегумуа, директор монреальской Bombardier по продажам бизнес-лайнеров в России и республиках бывшего СССР.
Авиационный бизнес находится на подъеме, однако некоторые представители зарубежных компаний предупреждают, что множество неудобств, с которыми столкнулись участники салона, способны помешать России преподнести себя в выгодном свете западным инвесторам и продать свои самолеты.
«Это дилетантство, – возмутилась Натали Меранд, пресс-секретарь бразильского авиапроизводителя Embraer, когда на стенде компании отключилась подсветка. – Авиашоу – это бизнес, а здесь все больше похоже на массовые гуляния».
Мерланд говорит, что проблем много: от затопленных стендов до недостатка общей координации. «Приезжать сюда очень дорого, и это того не стоит», – считает она.
Анна Абаршалина, представитель «МАКСа» по связям с прессой, в четверг сообщила, что организаторы готовят официальный ответ на поступившие жалобы. По ее словам, он появится не раньше выходных.
Главной проблемой оказалось добраться до места проведения салона. По словам некоторых участников, им понадобилось до семи часов, чтобы преодолеть примерно 40 километров (25 миль) от Москвы до аэродрома в Жуковском.
«Нужно было хотя бы организовать отдельный вход для участников выставки, – говорит Грегор ван Карселл, пресс-секретарь Европейского аэрокосмического и оборонного концерна. – Не нужно было заставлять их выстаивать в очередях вместе с детьми, бабушками и уборщиками, моющими туалеты».
Температура, которая поднялась выше 30 градусов по Цельсию (выше 90 градусов по Фаренгейту), не способствовала хорошему настроению участников выставки и представителей отрасли, ждавших в очереди. Однако с оговоркой, что авиашоу могло стать целью для террористов, большинство признавало, что определенные задержки можно понять.
Франсуа Рудье, заместитель исполнительного директора парижского авиашоу в Ле Бурже, говорит, что дорожное движение и очереди, вызванные проверками служб безопасности, во Франции также стали «кошмаром» для организаторов. Он отметил, что «МАКС» относительно молод: ему всего 15 лет, в то время как парижскому шоу идет 98-й год. «Всегда есть способы лучше контролировать толпу, – заявил Рудье по телефону из Парижа. – В следующие годы найдутся решения».
Аманда Стайнер, директор авиашоу в Фарнборо по организации выставки и мероприятий, говорит, что организаторам британского шоу в прошлом тоже пришлось бороться с транспортной проблемой. «Мы создали рабочую группу и согласовали план с властями, – рассказала Стайнер по телефону. – Действия действительно получились скоординированными».
Однако, оказавшись в гуще самого шоу, некоторые участники оценили «МАКС» более благосклонно.
Представитель фирмы Rolls-Royce Дэвид Гулд посетовал, что ему потребовалось пять часов, чтобы добраться из отеля к собственному стенду, но сказал, что мероприятие прошло удачно.
«После того как попал сюда, все нормально», – заверил Гулд. По его словам, «МАКС» скорее нужно сравнивать с менее крупными авиашоу вроде пекинского, однако быстрое развитие российского рынка показывает, что вряд ли зарубежные компании будут уходить отсюда.
Отдельные участники вообще считают, что «МАКС» позволяет окунуться в уникальную атмосферу.
«Мне здесь нравится», – весело заявляет Жан Эрве, представляющий французскую компанию Le Guellec, в ожидании рабочих, которые должны были откачать воду со стенда компании – ночью на стенде Siemens прорвало трубу и павильон затопило.
«Здесь больше праздника, – говорит Эрве. – Ле Бурже – это в большей степени бизнес».
Что же касается технического обеспечения, то о нем – а точнее, о серьезных проблемах в этой области – можно было судить уже на прошлой неделе.
Глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, организовавшего авиасалон, предварительно рассказывал о нем журналистам 16 августа. И как раз в тот момент, когда он расхваливал прелести предстоящего мероприятия, отключилось электричество. Микрофоны замолкли, а зал погрузился во тьму. Журналисты стояли во мраке, и тут же два плаката, посвященных авиашоу, сорвались со стены и с шумом рухнули на пол.
Макс Делани
***