Эксперты и аналитики из финансовых и консалтинговых структур оценили по пятибалльной шкале инвестиционную привлекательность шести ведущих российских авиастроительных проектов.
Sukhoi Superjet 100
Начальник аналитического управления ИФ «Олма» Владимир Детинич: «Хорошее позиционирование продукта, мощь корпорации «Сухой», беспрецедентно широкая кооперация с западными фирмами, возможность продажи на мировых рынках, господдержка, полное финансирование».
Аналитик ИГ «Тройка Диалог» Геннадий Суханов: «На наш взгляд SSJ 100 — самый перспективный проект. Он способен конкурировать на мировой арене…»
Аналитик ИБГ «ЦентрИнвест Секьюритис» Наталья Сорокина: «Проект SSJ 100 практически завершен, уже есть заказы, есть поддержка государства, стратегически важный проект. Однако остается вопрос успешности: насколько удачной с точки зрения перевозчиков получится гражданская машина у военных разработчиков?»
Ан-148
Экспертное жюри ИК «АК БАРС Финанс»: «Проект Ан-148 соответствует запросам авиакомпаний по развитию региональных перевозок, но не имеет такой экспортной перспективы, как SSJ-100».
ИФ «Олма»: «Ан-148 — неплохой самолет для внутреннего рынка стран СНГ, но морально устарел еще до начала серийного производства».
<p align=justify"Заместитель генерального директора АКГ "Финэкспертиза" Агван Микаелян: "Не вижу смысла инвестировать в проект Ан-148".
Ту-334
ИБГ «ЦентрИнвест Секьюритис»: «Может быть, проект Ту-334 на фоне информации об успехах SSJ незаслуженно затерли…»
АКГ «Финэкспертиза»: «Самый интересный самолет для внутреннего рынка, хотя двигатель требует доработок».
Эксперт ИК «Финам» Константин Романов: «Ту-334 будет пользоваться спросом, поскольку объемы производства SSJ не смогут быстро удовлетворить накопившиеся потребности авиакомпаний».
ИФ «Олма»: «Ту-334 — безнадежно устаревший продукт. Проигрывает даже Ан-148».
Ту-204
Эксперт ИК Rye, Man and Gor Securities Илья Фролов: «Самолет удовлетворяет потребностям внутреннего и определенной части внешнего рынка».
ИФ «Олма»: «Ту-204 — продукт морально устаревший и неэкономичный, но способный удовлетворять довольно высокий внутренний спрос»
АКГ «Финэкспертиза»: «На сегодняшний день имеет слабые позиции с точки зрения мировой конкуренции».
Ил-96
Rye, Man and Gor Securities: «Несколько устаревшая модель, однако альтернативы ему по вместительности среди российских самолетов нет».
ИФ «Олма»: «Ил-96 морально устарел, неэкономичен, внутренний спрос недостаточно высок для обеспечения рентабельности выпуска».
ИК «АК БАРС Финанс»: «Отстал от западных аналогов по экономичности. А топливная эффективность — один из основных критериев отбора у авиакомпаний».
МС-21
АКГ «Финэкспертиза»: «В проекте МС-21 заложен потенциал самолета, который будет явно опережать своих конкурентов, даже если он будет сделан через 7 лет».
ИФ «Олма»: «МС-21 существует лишь на уровне идей и разработок, практические перспективы которых неясны. Продукту придется выдержать жесткую конкуренцию с самолетами фирм Boeing и Airbus».
Рейтинг инвестиционной привлекательности российских авиапроектов
Компания |
SSJ 100 |
Ан-148 |
Ту-334 |
Ту-204 |
Ил-96 |
МС-21 |
ИГ «Тройка диалог» |
5 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
ИФ «Олма» |
5 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
ИБГ «ЦентрИнвест Секьюритис» |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
2 |
ИК Rye, Man and Gor Securities |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
-* |
ИК «АК БАРС Финанс» |
5 |
4 |
1 |
1 |
1 |
3 |
АКГ «Финэкспертиза» |
5 |
1 |
4 |
2 |
3 |
5 |
ИК «Финам» |
5 |
— |
2 |
4 |
3 |
— |
Средний балл |
4,86 |
2,67 |
2,42 |
2,85 |
2,42 |
2,6 |
*У компании недостаточно информации для оценки инвестиционной привлекательности проекта.
Сергей Зимин
21.08.2007