Эксперты и аналитики из финансовых и консалтинговых структур оценили по пятибалльной шкале инвестиционную привлекательность шести ведущих российских авиастроительных проектов.

Sukhoi Superjet 100

Начальник аналитического управления ИФ «Олма» Владимир Детинич: «Хорошее позиционирование продукта, мощь корпорации «Сухой», беспрецедентно широкая кооперация с западными фирмами, возможность продажи на мировых рынках, господдержка, полное финансирование».

Аналитик ИГ «Тройка Диалог» Геннадий Суханов: «На наш взгляд SSJ 100 — самый перспективный проект. Он способен конкурировать на мировой арене…»

Аналитик ИБГ «ЦентрИнвест Секьюритис» Наталья Сорокина: «Проект SSJ 100 практически завершен, уже есть заказы, есть поддержка государства, стратегически важный проект. Однако остается вопрос успешности: насколько удачной с точки зрения перевозчиков получится гражданская машина у военных разработчиков?»

Ан-148

Экспертное жюри ИК «АК БАРС Финанс»: «Проект Ан-148 соответствует запросам авиакомпаний по развитию региональных перевозок, но не имеет такой экспортной перспективы, как SSJ-100».

ИФ «Олма»: «Ан-148 — неплохой самолет для внутреннего рынка стран СНГ, но морально устарел еще до начала серийного производства».

<p align=justify"Заместитель генерального директора АКГ "Финэкспертиза" Агван Микаелян: "Не вижу смысла инвестировать в проект Ан-148".

Ту-334

ИБГ «ЦентрИнвест Секьюритис»: «Может быть, проект Ту-334 на фоне информации об успехах SSJ незаслуженно затерли…»

АКГ «Финэкспертиза»: «Самый интересный самолет для внутреннего рынка, хотя двигатель требует доработок».

Эксперт ИК «Финам» Константин Романов: «Ту-334 будет пользоваться спросом, поскольку объемы производства SSJ не смогут быстро удовлетворить накопившиеся потребности авиакомпаний».

ИФ «Олма»: «Ту-334 — безнадежно устаревший продукт. Проигрывает даже Ан-148».

Ту-204

Эксперт ИК Rye, Man and Gor Securities Илья Фролов: «Самолет удовлетворяет потребностям внутреннего и определенной части внешнего рынка».

ИФ «Олма»: «Ту-204 — продукт морально устаревший и неэкономичный, но способный удовлетворять довольно высокий внутренний спрос»

АКГ «Финэкспертиза»: «На сегодняшний день имеет слабые позиции с точки зрения мировой конкуренции».

Ил-96

Rye, Man and Gor Securities: «Несколько устаревшая модель, однако альтернативы ему по вместительности среди российских самолетов нет».

ИФ «Олма»: «Ил-96 морально устарел, неэкономичен, внутренний спрос недостаточно высок для обеспечения рентабельности выпуска».

ИК «АК БАРС Финанс»: «Отстал от западных аналогов по экономичности. А топливная эффективность — один из основных критериев отбора у авиакомпаний».

МС-21

АКГ «Финэкспертиза»: «В проекте МС-21 заложен потенциал самолета, который будет явно опережать своих конкурентов, даже если он будет сделан через 7 лет».

ИФ «Олма»: «МС-21 существует лишь на уровне идей и разработок, практические перспективы которых неясны. Продукту придется выдержать жесткую конкуренцию с самолетами фирм Boeing и Airbus».

Рейтинг инвестиционной привлекательности российских авиапроектов

Компания SSJ 100 Ан-148 Ту-334 Ту-204 Ил-96 МС-21
ИГ «Тройка диалог» 5 3 1 2 2 1
ИФ «Олма» 5 2 1 3 2 2
ИБГ «ЦентрИнвест Секьюритис» 4 2 4 3 3 2
ИК Rye, Man and Gor Securities 5 4 4 5 3 -*
ИК «АК БАРС Финанс» 5 4 1 1 1 3
АКГ «Финэкспертиза» 5 1 4 2 3 5
ИК «Финам» 5 2 4 3
Средний балл 4,86 2,67 2,42 2,85 2,42 2,6

*У компании недостаточно информации для оценки инвестиционной привлекательности проекта.

Сергей Зимин

21.08.2007

Финансовые Известия

*