Сегодня в пресс-центре Правительства области прошла пресс-конференция министра промышленности и энергетики Самарской области Николая Свешникова, на которой он рассказал об итогах участия Самарской области в VIII Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2007».

Как рассказал министр, участие Самарской области в МАКСе было представлено по двум основным направлениям. Во-первых, губерния презентовала на салоне свою целевую программу по развитию малой авиации, а во вторых, впервые показала новинку отечественного двигателестроения – авиационный двигатель НК-93 – уже не на земле, а на крыле летающей лаборатории.

Самарская область – единственный регион России, где есть целевая программа по развитию малой авиации. Не случайно первый день, день открытия, стал днем Самарской области в работе «МАКСА». В этот день состоялась презентация областной программы развития малой авиации, в которой приняли участие Губернатор Самарской области К.А.Титов, депутаты Государственной Думы от Самарской области, представители самарских предприятий, научных организаций. Самарскую область с честью представили 9 малых самолетов различных производителей. Это была отдельная экспозиция на летном поле. В том числе, двухместный А-27 производства ООО «Аэропракт» (в настоящее время ведется подготовка к серийному производству этого самолета, а также его модификации А-27М для сельскохозяйственных работ). Многоцелевой трехместный «Касатик М-12» производства ЗАО «Промакс» (предприятие вышло на уровень производства 15 самолетов в год). Два самолета-амфибии Ла-8 «Флагман» (ООО НПО «Аэроволга») прилетели в Москву своим ходом.

Кроме того, большое внимание посетителей и участников салона привлекло детище СНТК им. Н.Д.Кузнецова – новейший двигатель НК-93, установленный на испытательном самолете ИЛ-76, который принадлежит министерству обороны РФ. На двигателе была размещена символика Самарской области и СНТК им. Н.Д.Кузнецова. С мая 2007 года этот самолет совершает испытательные полеты с новым двигателем. НК-93 предназначен для самолетов большой пассажирской вместимости – таких как Ил-96-500, Ил-96МК, Ту-204-200, Ту-304, Ту-230, Ту-330.

По словам Н.В.Свешникова, больше ни один из регионов России не был настолько ярко представлен на «МАКСе», как Самарская область. На организацию коллективной экспозиции из областного бюджета было выделено около 2,4 млн. рублей. Большинство предприятий и организаций области разместили свою продукцию на коллективном стенде. Ранее все они участвовали в салоне по одиночке. Кроме того, были изготовлены презентационные материалы, создан презентационный фильм о малой авиации Самарской области. Удачная организация единой экспозиции отмечалась всеми самарскими участниками. Этот опыт будет учтен министерством при планировании участия в «МАКСе» в дальнейшем.

Николай Свешников: «Что касается коммерческой стороны салона, на нем Россия заключила серьезные контракты на поставку ракетно-космической, а также военной авиационной техники. Это обязательно положительным образом скажется на многих предприятиях Самарской области, участвующих в поставке комплектующих на головные предприятия, которые будут являться исполнителями по этим контрактам».

Справочно:

Целевой программы по развитию авиации общего назначения нет пока ни в одном регионе России, кроме Самары. В то же время перспективы малой авиации еще недооценены. Сегодня применение малых летательных аппаратов в различных отраслях экономики может способствовать решению ряда экономических и социальных проблем. Например, только для сельского хозяйства Самарской области требуется 150 малых летательных аппаратов. Воздушное патрулирование, геофизика, аэрофотосъемка, экологический мониторинг, сельское хозяйство, медицина, туризм – сферы применения малой авиации обширны.

Руководство Самарской области своевременно задалось целью сохранения лидирующих позиций в создании отрасли на базе малых летательных аппаратов. 30 октября 2001 г. законом Самарской области №79 была принята областная целевая программа «Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области». Главная цель программы – сделать малую авиацию одной из составляющих экономического развития региона. Координатором программы является министерство промышленности и энергетики Самарской области, головным исполнителем – некоммерческое партнерство «Легкая авиация».

За время реализации Программы состав НК «Легкая авиация расширился с 11 до 23 организаций. Если раньше они создавали свою продукцию в полукустарных условиях, то сегодня при поддержке Правительства области создается производственная и испытательная инфраструктура. Начата работа по сертификации как производства, так и самих самолетов. Ежегодно производится около 30 малых воздушных судов. Пока на них, как правило, ставятся зарубежные двигатели. Но специалисты СПТК им. Н.Д.Кузнецова и завода «Моторостроитель» работают над созданием двигателя внутреннего сгорания для легких самолетов и вертолетов – более мощного и экономичного. На базе Самарского аэрокосмического университета продолжается эксперимент по подготовке выпускников по специализации «Авиация общего назначения». Законодательная инициатива Самарской области по модернизации действующего воздушного законодательства в целях расширения возможностей использования малой авиации была поддержана на уровне Государственной Думы РФ, Министерства транспорта, РФ, Авиарегистра МАК.

На 2007-2008 год в рамках программы намечена реализация следующих перспективных проектов:

— поддержка разработки отечественного двигателя малой авиации;

— создание летно-испытательной станции малой авиации;

— организация лабораторно-испытательного комплекса на базе ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»;

— развитие аэродромной сети малой авиации;

— организация авиасалона малой авиации с международным участием.

Департамент информационной политики и взаимодействия с институтами гражданского общества аппарата Правительства Самарской области

*