Есть все основания утверждать, что подрыв «Невского экспресса» будет раскрыт. Массив собранных улик и следов преступления достаточен, чтобы выйти на террористов. Такое утверждение высказал председатель Следственного комитета при Генпрокуратуре, первый заместитель Генерального прокурора Александр Бастрыкин.

«Реальны три версии»

Российская газета: Александр Иванович, вы только что вернулись с места крушения «Невского экспресса». В газетах, в том числе и в нашей, как основные выдвигались три версии этого преступления: акция чеченских террористов, эхо новгородских криминальных конфликтов, диверсия националистов. К какой из них склоняется следствие?

Александр Бастрыкин: Вы правы, сегодня мы рассматриваем три наиболее реальные версии. Это чеченский след, это реакция криминальных сообществ Новгородской области после смены губернатора. Третья — это теракт экстремистских молодежных группировок Москвы или Санкт-Петербурга.

Как известно, недавно в Петербурге был взрыв в Макдоналдсе. Установлено, что его совершила молодежная экстремистская группировка. К сожалению, формы протеста со стороны молодежи против социальной несправедливости зачастую принимают криминальные оттенки.

«Следствие по взрывному устройству выводы уже сделало»

РГ: На какие выводы наводят первые результаты следствия?

Бастрыкин: В Санкт-Петербурге уже завершена криминалистическая экспертиза взрывного устройства. Я разговаривал со специалистами, и они доложили, что установили характер взрывного устройства, механизм приведения его в действие, взрывчатое вещество, которое было использовано. Что важно — выявлены некоторые специфические особенности этого устройства, которые для следствия очень важны. По понятным причинам, я эти особенности называть не буду.

Что нас порадовало, так это то,что, как говорят криминалисты, найдены некоторые индивидуальные идентификационные признаки. То есть характерные особенности, которые могут привести нас к создателю этого взрывного устройства. Такие признаки существуют.

РГ: Выстраивается ли некая цепочка уже раскрытых преступлений, которая указывает на молодежный экстремизм?

Бастрыкин: Повторюсь, что мы не исключаем версии, что экстремистски настроенная часть молодежи причастна к новгородской трагедии.

РГ: Правда, что среди задержанных есть и чеченец?

Бастрыкин: Правда. Есть несколько задержанных, в том числе и чеченец. Вообще-то делать сейчас какие-либо прогнозы рано. Закон нам позволяет задерживать по подозрению в совершении теракта на 30 суток. И в течение этого срока проверить возникшие подозрения.

РГ: Как считают эксперты, взрыв осуществили профессионалы или «подрывники из Интернета»?

Бастрыкин: У специалистов сложилось впечатление, что террористы профессионально знали, как собрать взрывное устройство, но не знали специфику железнодорожного транспорта. Есть некоторые особенности, которые предусматривают противодействие сходу поезда с рельсов. Например, контррельсы. Кроме того, преступники не рассчитали, что состав проскочит быстро. Все это говорит о том, что они знакомы со взрывным делом, но не знают специфику железнодорожного транспорта.

Подробнее читайте в «Российской неделе» № 4448 от 24 августа 2007 г.

*