Бразильский писатель Пауло Коэльо отмечает в пятницу 60-летний юбилей. Он давно обрел всемирную известность, его книги переведены на 66 языков, а их общий тираж уже превысил 92 миллиона экземпляров. Но, как нередко случается, признанный и успешно продающий свои книги по всему миру писатель не пользуется безоговорочной славой у себя на родине.

«Я вижу, вам интересен Коэльо. Вы, должно быть, иностранец?», — этот вопрос одного из посетителей книжного магазина в Рио-де-Жанейро как нельзя лучше отражает отражение бразильцев к своему «магу».

В этом отношении есть и обида «за державу» — ни в одной книге Коэльо нет персонажей-бразильцев, и ревность — действительно, классиков бразильской литературы, за исключением, пожалуй, Жоржи Амаду, в мире знают мало.

Коэльо также часто называют чисто «коммерческим» писателем. «Маг — продавец книг», «король бестселлеров» — так чаще всего именуют Коэльо в среде людей, считающих себя специалистами в области литературы. Филологи находят в его оригинальных текстах на португальском языке немало грамматических ошибок. В таком небрежении к родной словесности им видится еще одно доказательство ориентированности автора на зарубежную аудиторию, читающую его в переводе.

«Я читал самую известную книгу Коэльо «Алхимик» на английском. Ее сюжет захватывает и можно понять, почему он входит в десятку самых читаемых авторов в мире. Но пока Коэльо не позволит редактировать свои тексты компетентным людям, в Бразилии его не признают великим писателем», — говорит филолог Милтон Гонсалвис, посвятивший исследованию текстов Коэльо целый труд.

Самому писателю, видимо, нет дела до выяснения отношений с критиками. Он очень востребован во всем мире и большую часть времени проводит в поездках и встречах с зарубежными читателями. Впрочем, его ждут и на родине.

«Мы очень надеемся, что он появится на книжном биеннале в Рио-де-Жанейро в сентябре, но подтвердить ничего пока не можем», — сказал издатель книг Коэльо. Такое внимание легко объяснимо. Коэльо известен, он привлекает прессу, он — желанный и редкий гость любых публичных мероприятий.

Как бы ни относились к Пауло Коэльо на родине, сегодня его юбилей, и миллионы людей, узнав об этом, вспомнят, откуда он родом. Бразильцы часто обижаются, что их страна ассоциируется во всем мире лишь с понятиями «футбол» и «карнавал».

Теперь у них есть еще один брэнд — Пауло Коэльо.

Александр Краснов

РИА "Новости"

***