По данным исследовательского холдинга «Ромир», 62% россиян на сегодняшний день готовы участвовать в президентских выборах будущего года. По мнению социологов, явка избирателей повысится, если кандидаты на главный пост страны четко определят свои программы.

По данным исследовательского холдинга «Ромир», 62% россиян на сегодняшний день готовы участвовать в президентских выборах будущего года. По мнению социологов, явка избирателей повысится, если кандидаты на главный пост страны четко определят свои программы. Вместе с тем 7% россиян до сих пор не знают о приближении этого решающего момента в политической жизни страны.

По данным «Ромир», не планируют участвовать в выборах 12% россиян. Еще 17% респондентов пока окончательно не приняли решения об участии в голосовании, но заявили, что, скорее всего, придут на избирательные участки, 6% – скорее проигнорируют выборы. Еще 4% затруднились с ответом. В опросе, проводившемся с 6 по 12 июля, приняли участие 1605 человек в возрасте от 18 лет и старше.

В президентских выборах традиционно участвует большее число людей, нежели в думских. Так в 2004 году президента выбирали около 69 млн. человек (при том, что зарегистрированных избирателей было около 108 млн.), то есть явка составила 63,97%. Тогда, напомним, для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, необходима была явка не менее чем половины избирателей. По мнению аналитиков, президентские выборы более понятны избирателям, нежели думские. «Выбирая президента, мы выбираем между двумя-тремя понятными фигурами, которые достаточно известны», – сказал «НИ» ведущий аналитик «Ромир» Игорь Березин. По словам аналитика, «невнятность большинства наших партий» существенно снижает в глазах населения имидж такого института, как Госдума, по сравнению с имиджем президента. Со структурой президентской власти большинству избирателей все понятно, а с законодательной властью такой ясности нет. «В значительной степени в этом виноваты и сами народные избранники, которые своим поведением не добавляли престижа этому законодательному органу», – считает г-н Березин.

Несмотря на то что порог явки был недавно отменен, активность избирателей имеет для политиков огромное значение. Социологи предсказывают, что эта президентская кампания может привлечь на избирательные участки даже большее число людей, чем обычно. По словам г-на Березина, это произойдет в том случае, если двум или трем основным кандидатам за эти оставшиеся до выборов полгода удастся внятно сформулировать, в чем будут их отличия друг от друга. «Тогда явка даже повысится за счет неопределившихся, – полагает социолог. – Фактически здесь будет решаться вопрос, в какую сторону будет корректироваться путь, заявленный за предыдущие 8 лет».

Как отмечают социологи, большинству граждан (93%) на данный момент хорошо известно о приближающемся событии. Однако все-таки есть 7% сограждан, которые ничего не слышали о президентских выборах. Россияне одинаково хорошо осведомлены о приближающихся президентских выборах вне зависимости от места проживания, пола, образования, дохода и семейного положения. Вместе с тем, чем старше респондент, тем больше вероятности, что он знает об этом событии. Так, среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет о выборах знают 88% опрошенных, в то время как среди людей старше 60 лет – 94% интервьюируемых. «Более политически активными являются представители среднего и старшего поколения, и мы наблюдаем это все 90-е годы, а также прошлые думские и президентские выборы, – поясняет Игорь Березин. – Это к лучшему. Чрезмерная политизация молодежи не есть добрый знак».

А вот активность избирателей на выборах зависит от пола и уровня дохода респондентов. Среди тех, кто точно собирается участвовать в выборах, оказалось больше женщин (66%) и россиян с низким уровнем дохода (68%). Тогда как 15% участников исследования из числа респондентов с высоким уровнем дохода отказываются принимать участие в главном политическом событии будущего года.

Новые Известия

*