Почему женщины делают покупки удачнее, чем мужчины
У мужчин, которые ненавидят делать покупки в супермаркетах, теперь появился беспроигрышный предлог для того, чтобы переложить это занятие на плечи матерей, жен или подруг.
По данным опубликованного сегодня научного исследования, женщины в результате многотысячелетней эволюции отточили до блеска свои возможности по розыску самой сытной еды.
Ученые из Калифорнии выяснили, что женщины ориентируются в пространстве так же хорошо, как и мужчины. Однако дамы обращаются к своим «мысленным картам» лишь тогда, когда нужно искать еду. Причем чем калорийнее пища, тем ловчее они ее находят.
Группа ученых из Калифорнийского университета, Санта-Барбары и Йельского университета решила проверить результаты более ранних многолетних исследований, свидетельствующие, что мужчины великолепно справляются с задачами на ориентирование в пространстве – например, с ориентированием по карте.
Вероятно, этот навык зародился у человека в африканских саваннах, где мужчины охотились на чрезвычайно проворную добычу.
Но – рассудили ученые – в этих древних обществах охотников и собирателей женщины собирали съедобные растения, а потому напрашивается ключевой вопрос: «Не означает ли это, что женщины точнее мужчин запоминают местонахождение растительной пищи?»
Эксперименты подтвердили, что так и есть. Всего было проведено 6 сеансов на крупном фермерском рынке с участием 45 мужчин и 41 женщины, сообщил Макс Красноу из этой группы ученых, причем, как выяснилось, местонахождение более питательной еды запоминается точнее. Данные исследования опубликованы сегодня в журнале Proceedings of the Royal Society: Biological Sciences.
Руководители эксперимента просили мужчин и женщин указать при помощи компаса, в каком направлении находится лоток, где те купили определенные продукты – например, клубнику или помидоры.
Нулевая погрешность означала, что подопытные точно указывали направление, а 90-градусная – что они ошибались самым вопиющим образом.
«У мужчин погрешность при указании направления составляла 33 градуса, а у женщин – примерно 25, что на 27% превосходит результат мужчин», – сообщил Красноу.
Кроме того, женщины точнее указывали путь к высококалорийной пище – например, к пончикам по сравнению с сельдереем.
«Это было впечатляющее различие, – отметил Красноу. – Местоположение высококалорийной еды типа меда и авокадо в некоторых случаях запоминается в четыре раза точнее, чем местоположение низкокалорийной, типа огурцов и салата».
Исследование также показало, что женщины по способности ориентироваться в пространстве не уступают мужчинам, если существует адекватная мотивация для достижения пункта назначения – например, если там ждет пирожное с кремом.
«По-видимому, у мужчин этот механизм постоянно работает в более активном режиме, тогда как у женщин он срабатывает в специфических ситуациях», – подчеркнул Красноу.
По словам ученого, традиционные методы тестирования способности ориентироваться в пространстве не учитывают такого ключевого стимула, как возможность насытиться калорийной пищей типа шоколада или пирожных.
Но споры о том, от кого больше толку в супермаркете, скоро могут отойти в прошлое: с развитием интернет-шопинга это различие между полами будет все более утрачивать свое значение.
***