В обзоре российских газет:

* В Подмосковье открылся МАКС-2007

* У «Единой России» попросили денег на метро

* «Бренды социализма» пережили эпоху

«Небесный бал»

Открытие Международного авиакосмического салона (МАКС-2007) в подмосковном Жуковском газеты обсуждают на первых полосах. Эту выставку традиционно открывает президент (порядок завел еще Борис Ельцин), и фигуре Владимира Путина пресса уделяет особое внимание.

«Владимир Путин испытал на прочность себя и авиатехнику», — пишет «Коммерсант». На выставке он провел три часа, и за это время успел обойти почти все павильоны.

В приветственной речи президент отметил «программный характер авиасалона, его научные конференции и семинары». Также он похвалил «системообразующую экспозицию российской Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) и поставил перед ней задачу «сохранить лидерство в производстве боевой военной авиационной техники».

Путин осмотрел стенды ОАК и лично испытал тренажер регионального самолета Sukhoi SuperJet100 (его первый полет намечен на октябрь-ноябрь). Тренажер полностью имитирует кабину самолета, а в его окнах — пейзаж окрестностей Комсомольска-на-Амуре и аэродрома Комсомольского авиастроительного объединения, где строят SuperJet100.

В итоге «самолет» под управлением Путина рухнул. Второй заход удался президенту значительно лучше — он успешно посадил «самолет» на аэродром.

Рассказывая о посещении Путиным авиасалона, «Коммерсант» особо подчеркивает встречи российского президента с премьер-министром Украины Виктором Януковичем. За время пребывания в Жуковском Путин встретился с Януковичем три раза.

Во время публичного общения Янукович убеждал президента теснее сотрудничать с авиастроителями Украины и тот не отказывался. Третья встреча была закрытой: «Судя по всему, без свидетелей им тоже было о чем поговорить: вместо запланированных 30 минут встреча длилась больше часа. После этого Владимир Путин перепоручил премьера Сергею Иванову для подписания меморандума о взаимопонимании по развитию гражданской и грузовой авиатехники и покинул МАКС на вертолете», — пишет издание.

«Независимая газета» иронизирует по поводу «полета» Владимира Путина на учебном тренажере: «Если вы думаете, что президент порулил всей возможной техникой, то вы ошибаетесь. Он еще не рулил надеждой российского пассажирского авиастроения Sukhoi SuperJet-100. Путина посадили за штурвал тренажера».

Встречам российского президента и украинского премьера «НГ» также придает большое значение. Отношения России и Украины в сфере авиастроения, по сведениям издания, находятся в нулевой стадии. Хотя тут же газета отмечает, что «украинский премьер прилетел в Москву совсем не обсуждать вопросы авиастроения».

У Путина с Януковичем состоялась «обстоятельная беседа», но подробности «НГ», так же как и «Коммерсант», не сообщает.

Зато делает прогнозы на следующий авиасалон. МАКС-2009 будет отличаться от нынешнего авиасалона прежде всего тем, что Россия впервые покажет главное детище последних лет — самолет пятого поколения.

«Красная звезда» называет МАКС «небесным балом» и пишет о красоте показательных полетов. Издание посвящает событию несколько страниц, где подробно рассказывает о ведущих российских предприятиях авиационного и оборонно-промышленного комплекса. Сам салон, по мнению издания, стал «престижной мировой площадкой для показа авиатехники, на которую стремятся попасть компании со всего света».

О попытке президента страны купить хот-дог и мороженое написали почти все газеты, а «Московский комсомолец» и вовсе поставил на этом акцент, в заголовке написав, что Путину не досталось мороженого: «Владимир Владимирович остановился возле лотка, но продавца не обнаружил. Тот потом, небось, волосы на голове рвал… У соседней же продавщицы были только хот-доги, но сосиску президент не захотел».

«Газета» в сопровождавших Владимира Путина лицах пыталась угадать преемника: «Для нынешнего главы государства МАКС-1999 стал политическим дебютом на посту главы правительства: в августе 1999 года салон против обыкновения открыл не тогдашний президент Борис Ельцин, а премьер-министр Владимир Путин, и вопрос о преемнике во многом прояснился. Вчера наблюдатели искали аналогии с событиями восьмилетней давности, но ожидания не оправдались: главу государства сопровождал только первый вице-премьер Сергей Иванов в качестве председателя совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации».

Также издание сообщает, что за шесть дней около миллиона человек смогут посмотреть разработки более 500 российских и 250 зарубежных предприятий. «А значит, по количеству участников и посетителей этот МАКС поставит новый рекорд; предыдущий был два года назад, когда в Жуковском побывало 800 тысяч посетителей», — пишет «Газета». Этот салон позиционируется в России как прямой конкурент таким западным гигантам, как Фарнборо и Ле Бурже.

«Политическая недальновидность»

У московского мэра Юрия Лужкова — дела более земные, чем у российского президента. А если точнее — вообще подземные. Как пишет «Коммерсант», столичный градоначальник просит «Единую Россию» найти деньги на новые станции.

Как было сказано во вторник на заседании правительства Москвы, в ближайшие три года в столице должно быть построено восемь новых станций, что обойдется в 103,5 млрд руб (4 млрд. долларов).

«Мэр Юрий Лужков возмутился тем, что федеральные власти выделяют на подземку мало денег, и потребовал, чтобы руководство «Единой России» добилось увеличения объемов финансирования метро», — сообщает издание.

В руководстве «Единой России» идею Юрия Лужкова сочли «политически правильной». Зампред Госдумы единоросс Олег Морозов заявил «Коммерсанту», что «идею надо поддерживать», но добавил: «Любая идея должна быть счетная — надо посчитать, какими ресурсами в бюджете мы располагаем».

Московское метро занимает пятое место по протяженности линий (278,8 км) после Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Токио. Ежедневно столичная подземка, насчитывающая 172 станции и 26 пересадочных узлов, перевозит от 6,5 млн. до 9 млн. пассажиров.

«Время новостей» тему строительства новых станций метрополитена связывает с выборами. В первых же строчках материала газета пишет: «Накануне выборов в Госдуму России, на которых мэру Москвы Юрию Лужкову как одному из лидеров «Единой России» предстоит обеспечивать победу своей партии, вопрос дальнейшего развития метрополитена, похоже, приобретает политический характер».

По мнению мэра, патронировать развитие сети скоростного транспорта Москвы должна непосредственно «Единая России».

Издание называет шаги мэра «политической недальновидностью» и пишет, что она вызвала «негодование московских единороссов». Возмущены и представителей строительного комплекса города: «Так, по словам председателя Москомархитектуры Александра Кузьмина, через три года только жители запада и северо-запада столицы ощутят комфортную близость к самому удобному транспорту мегаполиса. И транспортная ситуация в этом случае значительно не изменится».

По подсчетам, лишь для 3% горожан подземка станет доступнее (число москвичей, проживающих на удаленных от метро территориях, сократится с 23 до 20%).

Заветные вещи

«Известия» пытаются восстановить «историческую справедливость» и в материале с заголовком «Товары молодости нашей» рассказывают о наиболее культовых брендах «социалистической» заграницы.

Обозреватель Алексей Аронов вспоминает и мотоцикл «Чезет», и фотоаппарат «Практика», и кроссовки «Ботас».

«Еще несколько десятилетий назад товары из стран соцлагеря были вожделенной мечтой миллионов наших соотечественников. Чтобы заполучить заветную вещь, мы готовы были стоять в диких очередях, записываться в списки, ходить на ночные переклички в соответствии с номером, который писали на руке химическим карандашом, и заводить знакомства с «нужными» людьми», — пишет газета.

Мотоцикл «Чезет», например, канул в лету вместе с развалом ЧССР. А еще один чешский мотоцикл — «Ява» — жив до сих пор.

«Тогда «Ява» была «вражеской», — вспоминает автор, — в довоенные годы ее выпускали для нужд германской армии. Но это не помешало чешскому мотоциклу завоевать народную любовь. Уже в 60-х годах на «Яве» ездил каждый третий советский мотоциклист».

Отмечены также другие «автомобильные бренды ЧССР» — «Шкода» и «Татра». Упоминается и венгерский «Икарус».

Среди популярных сигарет газета вспоминает болгарские «БТ» (производитель «Булгартабак»). «Стоили они 80 копеек (чуть дороже «Космоса»), но зато были самыми что ни на есть зарубежными. Хотя тогда и ходила поговорка, что курица не птица, Болгария — не заграница», — такую легенду вспоминает автор.

Впрочем, болгары поставляли и более дешевую продукцию: сигареты «Шипка», «Родопи», «Опал», «Стюардесса», «Ту-134». Сейчас некоторые из этих марок — не самого, скажем так, премиального класса — тоже можно купить в российских магазинах.

Среди одежды пользовались спросом джинсы «Рила». «Крутым» этот болгарский бренд не считался (даже индийские «Авис» были «статусней»). «Однако для многих советских людей именно «Рила» стали единственной возможностью почувствовать на себе «тлетворное влияние Запада», — пишет издание.

Что касается еды, то многие продовольственные марки из стран соцлагеря дожили до нашего времени, хотя и утратили былую популярность. «Пример — чешское пиво «Пльзеньский Праздрой». Поллитровая бутылка стоит до 60 рублей. Сегодня эта марка практически затерялась среди других импортных сортов», — отмечают «Известия».

Бренди «Слинчев Бряг», консервы «Глобус», овощи «Хортекс» остались в России с советских времен, а последней удалось стать одним из лидеров на российском рынке замороженных овощей и фруктов.

«Известия» провели интернет-опрос и выяснили, что 24% читателей не хватает монгольских дубленок, 23% — мотоциклов «Ява», 17% — чешского хрусталя. Упоминаются также китайские термосы, болгарские сигареты, «гэдээровские» гарнитуры «Хельга» и польская косметика.

Многие социалистические бренды, резюмирует газета, живы из-за наличия легенды. Именно это нравится большинству потребителей. «Причем, согласно исследованиям, «старые» марки востребованы не только теми, «кому за 50″, но и, что самое интересное, молодыми людьми, которые никакого социализма не застали и выросли в условиях рыночной экономики», — пишет издание.

Обзор подготовила Ольга Караулова, Служба мониторинга Би-би-си

среда, 22 августа 2007 г., 04:35 GMT 08:35 MCK

Би-би-си

*