Большая перемена. Школы обзаведутся официальными нормативами в области образования
В начале сентября Госдума рассмотрит законопроект о новых государственных стандартах в образовании. Если он будет принят, то наши школы ждут большие перемены. Так, например, внеклассные занятия будут приравнены к обычным урокам. Впрочем, по словам экспертов, новыми предложенные стандарты считать нельзя. Просто действующие нормативы носят не обязательный, а лишь рекомендательный характер.
Эксперты убеждены, если документ пройдет, прежде всего изменится атмосфера и смысл учебного процесса. С перечня того, что школяр должен за год «пройти», акцент будет перенесен на качество его знаний. То есть мало прослушать курс лекций – надо еще и отчитываться.
Рабочая группа, подготовившая законопроект, предложила приравнять внеклассные занятия по статусу к обычным урокам, с соответствующей оплатой. «Уроки в традиционном понимании – зубрежка правил и формул – в общем, довольно скучное, хотя и необходимое занятие, – пояснили «НИ» в Общественной палате, в которой и был разработан документ. – На Западе все это давно совмещают с творчеством: театральными постановками, научными проектами, интересными опытами. Конечно, это потихоньку внедряется и в наши школы, но пока особого энтузиазма нет. По старым стандартам все, что педагог делал вне занятий, не считалось уроками и соответственно не оплачивалось. Но иногда самое важное именно там и происходило. Не оплачивать внеклассную работу попросту нечестно».
Четкие пропорции между классными и дополнительными занятиями сделают учебный процесс более увлекательным, а также снизит перегрузки детей. Одно дело – пойти в поход после уроков и совсем другое – когда он приравнивается к уроку географии.
Впрочем, сами педагоги убеждены: оплата – оплатой, но если учитель не хочет заниматься с школьниками после уроков, он этого делать не будет. «Все дополнительные занятия с детьми я проводил вне зависимости от того, платили мне или нет, – рассказал «НИ» учитель русского языка и литературы столичной школы №170 Сергей Райский. – Например, мы собирались в литературный салон, со свечами, чаем, гитарой и непринужденными разговорами. К счастью, в наших школах много энтузиастов, которые проводят внеклассные занятия по собственной инициативе».
Но главная новость даже не в этом. По словам экспертов, разработка нового законопроекта – первое, что за многие годы делалось в сфере стандартов образования. «О стандартах не слышал только ленивый, но, парадокс, у нас до сих пор нет соответствующего федерального закона, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Получается, что школы следуют стандартам, которые никто не утверждал. Поэтому ни с учителя, ни с директора ничего спросить нельзя: все нормативы носят, в сущности, рекомендательный характер».
АННА СЕМЕНОВА
*