Федеральное агентство по культуре и кинематографии внесло изменения в типовой контракт с продюсерами художественных фильмов, финансируемых из госбюджета.

По настоянию Генпрокуратуры в контракте появился пункт о запрете пропаганды табакокурения и наркомании. Понятно, что, оплачивая создание картины, государство имеет полное право «заказывать музыку», однако до сих пор степень «приличности» фильмов оставалась на совести продюсеров и режиссеров. Теперь же решать, вредит ли картина духовному и нравственному здоровью россиян, будут в Генпрокуратуре. Мы решили узнать, что думают об ограничениях деятели киноиндустрии.

— Если бы мне предложили снять фильм на государственные деньги, я бы, скорее всего, отказалась, — рассказывает Ирина Смолко, продюсер фильма «20 сигарет». — У нас в стране уже достаточно сложилась инвестиционная структура, чтобы привлекать деньги в кино и снимать фильмы, которые заинтересуют зрителя, а значит, будут окупаться. Поэтому я просто не вижу смысла использовать бюджетные средства. Вкладывая деньги, государство как бы становится продюсером и если оно считает, что в фильме чего-то не хватает или есть что-то лишнее, то вполне может диктовать свои условия. Конечно, курение, алкоголизм и прочие вредные привычки киногероев уже многим надоели. Но ведь это реальная жизнь, и кино просто не имеет права закрывать на нее глаза.

У государства достаточно много поводов для таких ограничений, считает режиссер Иван Дыховичный.

— Мы видим сейчас огромное количество фильмов, которые ради выгоды эксплуатируют зрительский интерес к самым низменным сторонам жизни. Однако регулировать процесс рождения кино с помощью прокуратуры, по-моему, не верно. Куда эффективнее было бы создать некую комиссию, состоящую из кинематографистов и деятелей кино, которые могли бы авторитетно судить о том, является ли действие героев пропагандой. Если в прокуратуре эти вопросы будут решать люди, ничего не смыслящие в кино, они принесут страшный вред искусству.

По его мнению, что-то подобное было и при советской власти: антиалкогольные, антитабачные и прочие кампании, но если это нравится правительству, что с этим поделаешь. Но жизнь намного интереснее и сложнее, чем порой представляется и нельзя все мерить одной мерой. Тем более что искусство должно служить правде и говорить на самые тревожные и важные темы нашей жизни.

Государственная поддержка кинематографии — это замечательная практика, существующая во всем мире, уверен известный режиссер Александр Сокуров. А если продюсеров не устраивают такие ограничения, то они могут и не пользоваться бюджетными средствами, искать другие источники финансирования.

— Конечно, в решении прокуратуры присутствует существенный цензурный элемент, — говорит Александр Сокуров, — но я надеюсь, что государство сумеет разумно распорядиться своей властью.

Режиссер не припомнил ни одного российского художественного фильма, где пропагандировались бы курение и наркомания.

— Хочется верить, что новые ограничения — это скорее профилактика, чем лечение. И прокуратура сумеет разобраться в том, что наносит вред зрителю, а что является частью хорошего кино, а значит, служит всей нации.

На фото кадр из фильма «Кофе и сигареты»

Адиля Зарипова

Российская газета

***