В 2008 году цены на авиабилеты могут вырасти на 40 процентов, заявил вчера руководитель Росавиации Евгений Бачурин. Эту тенденцию к подорожанию услуг гражданской авиации пассажиры почувствуют уже со следующего понедельника, когда вступят в действие новые правила провоза жидкости на борту.

Для усиления безопасности авиаперелетов с 27 августа в российских аэропортах вступят в действие международные правила провоза в ручной клади жидкостей, принятые в ряде стран. Суть их заключается в том, что пронести с собой на борт можно будет не больше 1 литра жидкости, но не в одной таре, а разлитой по мелким емкостям так, чтобы содержимое одной не превышало 100 граммов. Большее количество придется либо выпить при досмотре, либо выбросить. А то, что разрешено к провозу, сотрудники аэропорта запечатают в специальный пакет и отдадут пассажиру.

«Мы понимаем, что это доставит неудобство пассажирам, — в один голос говорят авиационные власти страны, — но нельзя забывать, что безопасность не бывает излишней». Впрочем, с этим никто и не спорит. Особенно после недавнего подрыва железнодорожного пути между двумя столицами.

Этот случай лишний раз напомнил всем, как беззащитны люди на транспорте. А летящие в самолете — особенно. И даже если взрыв авиаборта не входит в планы террористов, то лишить их возможности перевозить вещества, которые могут быть использованы для подобных целей в иных местах, дело, безусловно, правое.

Вопрос только в том: сколько будет стоить россиянам усиление безопасности и кто ее оплатит? На это руководитель Росавиации поначалу пообещал корреспонденту «РГ», что на стоимости билетов для пассажиров новые правила никак не отразятся. Мол, это забота авиакомпаний и работников аэропортов. Но такой посыл вызвал целую полемику. В результате руководство и Росавиации, и Ространснадзора вынуждено было признать, что придется устанавливать дополнительное оборудование и набирать персонал. Естественно, не бесплатно. А все издержки, которые ложатся на плечи авиакомпаний и аэропортов, потом автоматически перекладываются в цену билета. Конечно, добавка к сборам за безопасность будет не так велика, как стоимость авиакеросина, составляющего половину цены билета, однако и бесследно для кошельков россиян не пройдет.

А вот в том, что цены в аэропортах на питье в мелкой расфасовке вырастут не в один раз, нет никаких сомнений. За прошедшую после аварии на железной дороге Москва-Санкт-Петербург неделю в «РГ» позвонили уже несколько пассажиров поездов, которые вынуждены были стоять по нескольку часов в ожидании открытия движения. И через полчаса после остановки составов вода в вагонах-ресторанах подскакивала до 100 рублей за пол-литровую бутылку. А через час — до 200 рублей. Однако на вопрос, собираются ли авиационные власти каким-либо образом обуздать аппетиты аэропортовских буфетов, Евгений Бачурин только покачал головой: «Бизнес есть бизнес».

А теперь о перспективе на будущий год. Говоря о возможном подорожании услуг на авиаперелетах, Евгений Бачурин заявил: «В 2008 году цены на авиабилеты вообще могут вырасти на 20, 30, 40 процентов, если вопрос об обновлении авиационного парка не будет решен в ближайшее время». Он пояснил, что многие суда уже и физически, и морально давно устарели и требуют постоянной технической поддержки, в том числе замены деталей. Эта тенденция сохранится, если авиакомпании не смогут получить на приемлемых условиях новые самолеты. «В следующем году, если не будет новых самолетов, объем перевозок пассажиров в пиковый сезон придется сокращать, — сказал он. — И так будет продолжаться, если не решится вопрос с пошлинами при закупке самолетов иностранного производства до тех пор, пока наша промышленность сможет в необходимых объемах развернуть производство отечественных гражданских бортов».

Об этом сегодня пишет «Российская газета» №182 (4445), 21.08.07

***