У чемпионата России по футболу не слишком хорошая репутация. Подозрения в договорных матчах, из рук вон плохое судейство, сверхвысокие зарплаты в самых богатых клубах, приводящие к невероятно завышенным ценам на игроков (откаты участникам таких сделок в России никто не отслеживает). Именно поэтому очень важно, чтобы достойное наказание в результате тщательного расследования понес клуб, чьи болельщики вывесили на матче чемпионата премьер-лиги в Самаре между «Крыльями Советов» и московским «Спартаком» расистский баннер: «11-й номер только для Тихонова. Monkey go home».

Под 11-м номером в «Спартаке» сейчас играет только что купленный юный бразильский форвард Веллитон. Именно Веллитона болельщики (либо самарские, либо спартаковские—поскольку Андрей Тихонов играл под 11-м номером в обеих командах, став и в «Спартаке», и в «Крылышках» частью клубной легенды) хотели оскорбить этим проявлением «народного творчества». К чести Тихонова, он публично и очень резко осудил баннер. В таком же духе высказалось руководство обоих клубов. Но одних слов осуждения в данном случае мало. Важно, чтобы подобное не повторилось.

Самое жесткое наказание в таких случаях — лишение команды, чьи болельщики вывесили баннер, трех очков. Турнирная ситуация сложилась таким образом, что эти очки очень важны для каждого из клубов. Если виноваты «спартачи», их команда с потерей трех очков почти утратит отрыв от ближайших преследователей в борьбе за первое место. Если болельщики «Крыльев» — их команда прочно осядет в зоне вылета, опережая только безнадежный «Ростов».

Именно чувствительность наказания с точки зрения турнирной борьбы должна быть дополнительным мотивом для принятия жесткого решения. Болельщики, вывесившие расистский баннер, должны понять, что лично они лишили любимую команду победы (если это поклонники «Спартака») или не трех, а шести очков (если это фанаты «Крыльев»). Но даже если бы снятие трех очков совершенно не влияло на положение команд, все равно принципиально важно дать понять болельщикам и руководству клубов, что расизм на российских футбольных стадионах (проблема эта, увы, общемировая, с учетом того, что в подавляющем большинстве национальных первенств клубы давно и бесповоротно превратились в «сборные мира») не пройдет.

Моральный климат определяет уровень чемпионата не в меньшей мере, чем качество игроков и размеры бюджетов клубов. Да, у некоторых российских команд отнюдь не благодаря качеству их игры и великим достижениям, а исключительно из-за сверхвысоких мировых цен на нефть и газ с начала ХХI века и спонсирования футбольных команд как дополнительной социально-политической нагрузки на бизнес появились значительные деньги. Да, мы пытаемся купить игроков из бедных деньгами, но богатых талантами футбольных стран. Тот же Веллитон мог бы получать зарплату, сопоставимую со спартаковской, только в большом клубе в ведущих европейских чемпионатах, но туда еще надо пробиться. Однако не надо думать, будто мы делаем большое одолжение легионерам, давая им заработать на безбедную старость, и из-за этого можем безнаказанно унижать их человеческое достоинство.

Даже если отбросить элементарные нормы гостеприимства и общечеловеческой морали, именно легионеры являются главными творцами достижений россиян в игровых видах спорта в последние годы. Флагман европейского баскетбола ЦСКА держится исключительно на мастерстве легионеров, а один из них — темнокожий, как и футболист Веллитон, американец Джон Роберт Холден получил российское гражданство, став основным плеймейкером сборной России. Да и тренируют ЦСКА все эти победные годы не российские тренеры. Футбольный ЦСКА в жизни не выиграл бы Кубок УЕФА без бразильцев Вагнера Лава и Карвалью. Женская волейбольная сборная России сенсационно выиграла последний мировой чемпионат не в последнюю очередь благодаря тренерскому искусству итальянца Джованни Капрары. И покупают боссы наших команд иностранных игроков не из-за «дружбы народов», а из желания усилить игру.

Но никакие спортивные достижения легионеров, равно как и их неудачи в российской карьере, не являются основанием для расистских выходок. Болельщики, написавшие человеконенавистнический баннер, опозорили свой клуб и свою страну. Именно это должны учитывать футбольные чиновники, принимая в ближайшую среду (если опять не случится переноса) решение о наказании провинившихся.

Семен Новопрудский

Время новостей

*