Китай, Испания, Сочи… Такова география гастролей балетной труппы Самарского академического театра оперы и балета только в 2007 году. И связаны они не с самыми высокими творческими достижениями и исполнительским мастерством солистов и кордебалета. Сказались два фактора: не остывающая мода на русский классический балет и… банальное отсутствие крыши над головой у самарских «лебедей» и «жизелей».

Китайский вояж случился зимой, а в конце июля артисты вернулись из Испании, где поработали на сцене мадридского театра Nuevo Apollo почти полтора месяца.

На гастролях, как на каторге

На родину фламенко самарцы привезли «Лебединое озеро», «Щелкунчика», «Спящую красавицу» и «Жизель» — шедевры, которые не тускнеют, даже если танцовщицы не докручивают до классических 32 фуэте примерно половину оборотов. Хотя в репертуаре театра есть и нетленный «Дон Кихот», но его в Испанию самарцы везти все же не решились, вовремя вспомнив родную пословицу о поездке в Тулу со своим самоваром (а для испанцев все, что связано с литературным героем Сервантеса — национальная гордость). Главный балетмейстер театра Надежда Малыгина рассказала, что труппа из 45 человек отработала 40 спектаклей: в день по представлению, а по субботам — по два. Кроме Мадрида артисты выступали в небольших городках Посуэло и Мурсии, где проходили театральные фестивали.

Самарцы вернулись из Испании уставшими до изнеможения: по словам одной из балерин, после спектакля сил хватало только на то, чтобы добраться до номера в отеле, а утром — снова урок, вечером — выход на сцену… И так — без выходных. Однако усталость не затмила большого творческого и материального удовлетворения. Искусство наших танцовщиков испанцы встречали не просто с любопытством, но с интересом и почти всегда по окончании представления восторженно благодарили. А для творческих натур такой прием — высокая награда.

С советских времен гастрольные командировочные были весомым финансовым подспорьем в бюджете артиста. Это правило незыблемо и поныне: 50 евро суточных окупали житье­бытье на испанской земле и давали возможность накопить кое­что и на отпускной отдых.

Новый театральный сезон артисты самарского театра оперы и балета по-прежнему проведут без крыши над головой (реконструкция здания далека до завершения). Но сей факт их вряд ли удручит, особенно после того, как коллективное «бомжевание» стало завидным для коллег: в ноябре труппа собирается в Германию, где покажет всю испанскую афишу и «Дон Кихота» с нетленными 32 фуэте Китри.

Подробнее о жизни самарских театров в публикации

Искусство на выезде

«Эксперт Волга» №30(70) / 20 августа 2007

***